Vinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo Slider

Комментарии

Форма входа

Календарь

<< < Июль 2014 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 27
28 29 30 31      

Июль 2014

15 Июль 2014

После разгрома Хазарии

 

После разгрома Хазарии

Русский князь Святослав нанес сокрушительный удар по Хазарии, после которого она фактически прекратила свое существование как единое государство. Спустившись в 965 году по Волге в хазарские земли, Святослав разгромил в открытом бою кагана и его войско, захватил город Саркел (Белая Вежа), столицу Хазарии Итиль, а чуть позже Семендер. Эти победы решили судьбу войны и предопределили дальнейший распад Каганата.

В результате сокрушения Хазарии произошло слияние большей части восточнославянских племен в получившее полную политическую и экономическую независимость единое государство – Русь, которая установила контроль над важнейшими торговыми путями по Волге и Дону и стала одним из сильнейших европейских государств.

После разгрома Хазарии на территории Донбасса поселились племена печенегов. Печенеги были частью распавшегося политического объединения Кантюгой или Кангар, кочевавшего в бассейне Сыр-Дарьи. Формирование печенежского этноса произошло на основе тюркских и угро-финских компонентов в степном Приуралье и в междуречье Яика и Волги.

В конце IX века гузы заставили их уйти из Северного Прикаспия. Продвижение печенегов по южнорусским степям сопровождалось гибелью большинства степных и лесостепных поселений. Константин VII Багрянородный в своем труде «Об управлении империей» сообщает, что венгры, проживавшие в это время в междуречье Днепра и Сирета, не выдержали печенежского натиска и переселились в Паннонию. Средневековые источники содержат мало сведений о политической истории восточной ветви печенегов. Арабские и византийские авторы были заняты другими проблемами, а хазарский каган Иосиф в своем хвастливом письме по вполне понятным причинам лишь бегло упоминал о них (кому приятно писать о своих поражениях). Печенеги же расселились почти по всей территории каганата, окружив полукольцом домен самого кагана. Богатые земледельческие поселки степной и лесостепной зон Подонья подверглись опустошению. Население было частично уничтожено, частично вошло в кочевые подразделения печенегов или бежало на север, в Волжскую Булгарию и в глухие уголки верховий Оскола и Дона, защищенные от набегов номадов лесными массивами. В это время заметно увеличилось население Саркела, представлявшего собой сильную крепость.

До середины X века киевские князья старались быть с кочевниками в мире, свидетельством чему служат походы князя Игоря в 944 году на Византию и столицу Кавказской Албании Бердаа, к которым он привлек печенегов, а также поход Святослава в 965 году на Хазарию, в котором, вероятно, приняли участие печенеги. Лишь в записи за 920 год летописи отмечают единственный поход князя Игоря на печенегов. Куда был направлен удар русских войск и кто победил, неизвестно.

Читать далее

Каганаты

 

Каганаты

Однако Беловежское княжество долго не просуществовало, степь в округе кишмя кишела дикими кочевниками, и поэтому в 1103 году, возвращаясь из похода на половцев, Владимир Мономах забрал с собой значительную часть славянских колонистов, а также союзных им печенегов и торков. Оставшиеся русичи были вырезаны взявшими в 1117 году Белую Вежу половцами.

Попытка вновь славянизировать территорию бывшего Русского каганата не удалась, но наследие древнедонбасского государства оказало впоследствии серьезное влияние и на Русь, и на образовавшиеся на ее территории государства. На Руси вплоть до Ярослава Мудрого к киевским князьям употреблялся титул каган, в пантеоне славянских богов присутствовали боги иранского происхождения, попавшие туда из Русского каганата. Это бог Солнца Хорс и Семаргл – полуптица-полусобака.

Древнерусская денежная единица куна тоже родом оттуда. А сколько лингвистических заимствований! В русском языке это такие слова, как сапог, туман, собака, топор, рай, штаны, Бог, степь, сарафан, кумир, хоругвь, зло, морда и многие другие.

Украинский язык Русскому каганату обязан словами: хата, шана (почет), вэрзты (говорить ерунду).

Что касается Донбасса и Донецка, то корень этих понятий Дон – тоже из иранского компонента языка салтовцев и означает река. То есть Донецк в переводе - это Реченск.

Хазарский каганат после разгрома Русского каганата занял степную часть Донбасса, Северное Причерноморье, Приазовье, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. В результате многочисленных военных сражений Хазария превратилась в одну из могущественнейших держав того времени. Во власти хазар оказались важнейшие торговые пути Восточной Европы: Великий Волжский путь, путь "Из Варяг в персы", великий шелковый путь из Азии в Европу. Огромная дань, собираемая с многочисленных покоренных народов, обеспечивала процветание и благополучие этого государства. Этнически Хазария представляла из себя конгломерат тюркских и финно-угорских народов, ведших полукочевой образ жизни. Зимой хазары проживали в городах, в теплое же время года кочевали и обрабатывали землю, а также устраивали регулярные набеги на соседей. Во главе хазарского государства стоял каган, происходивший из династии Ашинов, власть которого держалась на военной силе и глубочайшем народном почитании. В глазах простых язычников-хазар каган был олицетворением божественной силы. Он имел 25 жен из дочерей подвластных правителей и народов, 60 наложниц и являлся как бы залогом благополучия государства. В случае серьезной военной опасности хазары выводили своего кагана, один вид которого, как считалось, мог обратить врага в бегство. Правда, при каком-либо несчастье: военном поражении, засухе, голоде и т.д. – знать и народ могли потребовать смерти кагана, так как бедствие напрямую связывалось с ослаблением его духовной мощи.

Читать далее

Олег Вещий

 

Олег Вещий

Однако память о Русском каганате не оставляла переселенцев, особенно одного из политических и духовных лидеров прибалтийских русов – жреца Халега, более известного в русских летописях как Олег Вещий. Многие историки выводили его имя от скандинавского Хельгу, хотя логичнее его выводить от иранского Халег (творец, создатель).

Халег Вещий и его люди заключили союз с одним из варяжских вождей славянского происхождения – Рюриком. Именно так и возникли летописные варяги-русь, которых и призвали новгородские словене на княжение.

Олег был ближайшим помощником Рюрика, однако, до самой его смерти не принимал каких-либо попыток восстановить Русский каганат. Звездный час "Вещего" наступил в 879 году, когда Рюрик скончался и Олег стал регентом его малолетнего наследника Игоря.

Первой задачей, которую поставил перед собой Олег, было включение в состав подконтрольной ему державы (носившей уже название Русь) уцелевших остатков древнедонбасского государства. В 882 году он вместе с дружиной спустился вниз по Днепру и фактически без боя взял Киев, убив захвативших за несколько лет до этого власть в городе норманов Аскольда и Дира.

И именно тогда Олег и произносит свою известную речь о том, что Киев отныне "мать городов русских". То есть Вещий провозгласил начало возрождения Русского каганата, но уже в виде Киевской Руси.

Читать далее

Киев

 

Киев

Своеобразным апофеозом салтовской колонизации славянских земель стало основание на одной из переправ Днепра военного поселения, известного нам как Киев. Каких сейчас только версий ни нагородили с его основанием, кто только Киев ни основывал: и норманы, и хазары, и тюрки. Хотя ответ лежит в буквальном смысле слова на поверхности. Киев стоит на какой реке? На Днепре. Что означает это слово? С иранского «дон апру» переводится как Глубокая река. Кто по легенде основал Киев? Кий, Щек и Хорив. По-ирански эти имена имеют следующие значения: Кий – (князь), Хорив (слегка измененное Харе – солнце), по всей вероятности, жрец, поклонявшийся Хорсу – богу Солнца. Щек, в свою очередь, слегка измененное тюркское слово чек, чекан (топор). Щек, по всей вероятности, был руководителем воинского отряда тюрок-наемников, служивших Русскому каганату. Единственное место, откуда в 8-9-ом веках на среднее Поднепровье могли прийти люди с иранскими именами, это земли современного Донбасса.

Ясно, что ситуация, при которой князь (Кий), предположительно один из приближенных кагана, в сопровождении представителя духовной власти (Хорива) и с военным отрядом во главе с полководцем (Щеком) прибыл основывать город на речной переправе, выглядит куда более реалистично, чем рассказ про сознательную полянскую семью с их «сестрой Лыбедью». Видимо, именно здесь начинают налаживаться союзные отношения с варягами, также недовольными усилением Хазарии, которая перекрыла «путь из варяг в персы» (по Волге через Каспий). Возможно, именно тогда и был заключен военный договор между салтовцами и варягами, торговавшими по Днепру.

Между тем два каганата - Хазарский и Русский - напоминали собой кукушат в одном гнезде. Оба государства усиленно занимались торговлей, им обоим нужен был контроль над водными артериями: Волгой, Доном, Днепром и Северским Донцом. И никому не нужен был конкурент. Большая война между ними стала вопросом времени, и приблизительно в 825 году она разгорелась. Именно тогда хазары переправились через Дон и разрушили один из центров Русского каганата, ныне известный как Правобережное цимлянское городище. После чего война перешла в затяжную фазу, противоборствующие стороны осуществляли, в основном, набеги друг на друга. Причем, инициатива в этом явно перешла к салтовцам, поскольку хазары приблизительно в 830 г. н.э. запросили помощи у Византии, предложив последней поистине королевский подарок – весь южный берег Крыма - в обмен на помощь в войне с Русским каганатом. Византийская империя с благодарностью подарок приняла и послала хазарам своих инженеров, которые помогли возвести на левом берегу Днепра крепость Саркел, а также, видимо, поспособствовала установлению ряда контактов с с венграми, чья территория тогда пролегала между Средней Волгой и Кубанью.

Читать далее

Русь. Начало.

 

Русь. Начало.

А теперь стоит сделать маленькое отступление. Слово "рус" – индо-европейского происхождения и свое значение "светлый, чистый, белый" сохранило в русском языке до наших дней. Например, в словах "русявый", "русоволосый", "заяц-русак" и т. д. Вполне естественно, что этим словом в равной степени пользовались две ветви индоевропейцев: иранцы и славяне. Возможно, распространение самоназвания "салтовцев" как "рус", "русы", "русские" связано с названием нынешнего Северского Донца, который по данным анонимного арабского источника "Худуа-аль-Алам" носил название река Рус. То есть светлая или чистая река. Возможно, от наименования реки стали себя так именовать и "салтовцы".

Теперь о слове каганат. У многих оно ассоциируется исключительно с Хазарией, хотя само тюркское слово каган (или правильнее хакан) близко по значению слову император – самоличный руководитель крупного государства. История знает не так уж много каганатов: Аварский, Хазарский, Тюркский и Русский. Именно каганское достоинство своего владыки подчеркивали русские послы на приеме у западно-франкского короля Карла Лысого. Этот факт засвидетельствован в историческом источнике, известном как Бертинские анналы.

В результате мы можем сделать несколько выводов. Первое: в 7-9-ом веках на значительной территории современного Донбасса существовало развитое государство с очень сильным славянским компонентом и впервые в истории применившее к себе название Русь. Второе: Русский каганат был достаточно воинственным государством. А по-другому быть и не могло. Окруженный с севера кочевыми венграми, с востока - хазарами, с юга - болгарами каганат постоянно то защищался от них, то нападал. Для своей защиты "салтовцы" построили 25 городов-крепостей (и это только те, что археологи раскопали), но даже эта цифра позволяет назвать Русский каганат одним из самых урбанизированных государств раннего средневековья. Население некоторых городов превышало 100 тыс. человек. Эти города были центрами торговли и ремесел. Особенно были развиты металлургия, гончарное и ювелирное дело. Арабы отмечали, что русские мечи не отличаются по качеству от дамасской стали.

Важными отраслями товарообмена были пушнина и работорговля. Рабами становились взятые в плен враги во время морских походов в Крым и в Византию. Этот факт подтверждает существование у Русского каганата флота. Пушнину брали у славян, но об этом чуть позже.

Русские ювелиры тоже прославились на всю Восточную Европу и Ближний Восток, причем не столько своими искуссными женскими украшениями, гранеными зеркалами, но и умелой подделкой монет. Причем, количество драгметаллов в подделках было точно такое, как и в подлиннике, а иногда даже и больше. Просто таким образом салтовские ювелиры восполняли периодически возникавшую в каганате нехватку наличных денег. Кстати, «фальшивомонетчество» было в порядке вещей в то время. Не хватает тебе каких-нибудь арабских дерхемов для того, чтобы рассчитаться с теми же арабами за шелк, но есть драгметаллы. Берешь их, идешь к ювелиру, и он тебе начеканит сколько надо.

Читать далее

Донбасс: от средневековья до Нового времени.

 

Донбасс: от средневековья до Нового времени.

История Древней Руси была и остается достаточно проблемным периодом нашей истории. И главная причина этого не столько нехватка исторических источников, сколько серьезная политизация темы: достаточно вспомнить хотя бы исторические «битвы» норманистов и антинорманистов.

Сейчас несколько другие времена, и в изучении истории Руси начинают доминировать «киевоцентричные» теории. Мол, Киев существовал чуть ли не с доисторических времен, что славяне объединялись только вокруг него, что со времен Кия в Киеве правили князья из династии «киевичей», и все прочее в том же духе. Любые другие исторические концепции, мягко говоря, не приветствуются. И многие, в том числе и некоторые местные донбассовские краеведы, заняли угодническую по отношению к «киянской теории» позицию. И это при том, что нам, донбассовцам, в полной мере есть чем гордиться в своем прошлом, ибо на нашей земле возникла первая русская государственность, правопреемницей которой и явилась Русь, называемая сейчас историками Киевской.

Комплексное использование данных археологии, нумизматики, лингвистики и письменных источников позволяет с полной уверенностью заявить о том, что в 7-9-ом веках нашей эры на территории Донбасса располагалось самостоятельное сильное государство, носившее название Русский каганат.

Такая новость даже для людей, хорошо знавших историю, безусловно, звучит сенсационно. Так что позвольте обосновать. Все-таки нужно отметить, что Русский каганат не был полностью покрыт мраком забвения. Для краеведов и археологов он больше известен как Салтово-Маяцкая археологическая культура.

В 1900 году были раскопаны могильник у села Верхнее Салтово на Северском Донце и Маяцкое городище у Дивногорского монастыря на Дону. Археологический материал свидетельствовал о существовании здесь высокоразвитой и своеобразной культуры. Не в последнюю очередь из-за этого начался спор о том, какой именно из национальных культур принадлежат «салтовцы» и какой этнос здесь являлся господствующим. Археологи оказались перед дилеммой: с одной стороны, многое указывало на серьезное влияние на эту культуру иранских народов: сарматов, аланов, роксоланов, ясов… С другой стороны, ни один письменный источник не зафиксировал сколько-нибудь развитой иранской государственности в период существования салтовско-маяцкой культуры. В результате спор, кто по «пятой графе» «салтовцы», продолжился. Выдвигались самые разные предположения, вплоть до того, что это скандинавы, пробравшиеся на Дон и Северский Донец через Азовское и Черное моря или спустившиеся по пути «из варяг в греки».

Читать далее

Гунны

 

Гунны

С наступлением новой эры Донецкий край, его люди и события, разыгрывавшиеся на его землях, постоянно находятся под пристальным взором летописцев: историков и путешественников, ученых и писателей. И потому запечатлен в письменном слове куда больше и куда подробнее, нежели раньше.

Правда, принцип отражения событий оставался поначалу неизменным: какой народ приходил сюда, кому он учинял разбой, каким прежним поселенцам или кочевникам.

Так, в V веке нашей эры в здешние пределы вторглись гунны, наводившие панику даже на Римскую империю, не говоря уж о сарматах. Христианский писатель того времени Евсевий Иероним писал об этом событии буквально следующее: «Вот весь Восток задрожал при внезапно разнесшихся вестях, что от крайних пределов Меотиды, между ледяным Танаисом и свирепыми народами массагетов, где Александровы запоры (Дербентский проход в горах у Каспийского моря) сдерживали дикие племена скалами Кавказа, вырвались рои гуннов, которые, летая туда и сюда на быстрых конях, все наполняли резней и ужасом... Да отвратит Иисус на будущее время таких зверей от римского мира! Они всюду являются неожиданными, и своей быстротой предупреждая слух, не щадили ни религии, ни достоинств, ни возраста, не жалели плачущих малюток».

Недолго по сравнению с другими кочевниками-воителями хозяйствовали в наших краях гунны. Под предводительством Аттилы они вторглись в Западную Европу, но после битвы на Каталаунских полях в Восточной Галлии, понеся большие потери, вынуждены были отступить. А как помер Аттила, союз гуннов и вовсе распался. После в здешних пределах кого только не было!

Читать далее

Киммерийцы, скифы, сарматы, аланы

 

Киммерийцы, скифы, сарматы, аланы

...Удивительно щедр Донбасс. Его недра хранят не только руду и уголь, но и целые своды древнейших каменных летописей, важных для понимания исторического процесса на всем юго-востоке европейской части нашей страны. На многие вопросы еще нет ответа. Нужны новые поиски, находки, раздумья.

По предположениям ученых, еще в VIII-VII веках до нашей эры Гомер писал о киммерийцах, которые известны нам из истории как самое древнее кочевое племя, какое жило в Северном Причерноморье и Приазовье, то есть в пределах нынешнего Донецкого края.

Другие же исследователи предполагают, что о скифах, вытеснивших киммерийцев, говорится в библейской книге пророка Иеремии как о варварах, народе, который «издалека... народ сильный, народ древний, народ, которого языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. Колчан его — как открытый гроб; все они люди храбрые. И съедят они жатву твою и хлеб твой, съедят сыновей твоих и дочерей твоих, съедят овец твоих и волов твоих, съедят виноград твой и смоквы твои; разрушат мечом укрепленные города твои, на которые ты надеешься...» Относят ученые это упоминание к VII-VI векам до Христова рождения.

Наиболее же обстоятельное и достоверное письменное свидетельство о Донецком крае того давно минувшего исторического периода и о тогдашнем народонаселении в нем оставил признанный отец истории Геродот, живший в V веке до нашей эры: «... кочевые скифы, жившие в Азии, будучи теснимы войною со стороны массагетов (скифское племя, занимавшее в 8-4 веках до нашей эры низовья Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи, а в 3-1 веках вошло в состав других племенных союзов), перешли реку Аракс и удалились в киммерийскую землю (действительно, страна, занятая теперь скифами, первоначально принадлежала, говорят, киммерийцам)».

По Геродоту, скифы разделялись на пахарей, кочевников-скотоводов и так называемых «царских», то бишь правящих. Кстати, именно он впервые назвал Скифией земли от Дона до Днепра, в том числе, и наш край. Великий историк, стало быть, описал и его: «Земля у них ровная, изобилует травой и хорошо орошена; число протекающих через Скифию рек разве немного только меньше числа каналов в Египте. Четвертая река, Борисфен (Днепр), по нашему мнению, самая богатая полезными продуктами не только между скифскими реками, но и между всеми вообще, кроме, впрочем, египетского Нила. Из прочих же рек Борисфен наиболее прибыльная: он доставляет прекраснейшие и раскошнейшие пастбища для скота, превосходную рыбу в большом изобилии, вода на вкус очень приятна, чиста, тогда как рядом с ним текущие реки имеют мутную воду; вдоль его тянутся превосходные пахотные поля или растет очень высокая трава в тех местах, где не засевается хлеб; у устья реки сама собою собирается соль в огромном количестве; в Борисфене водятся огромные рыбы без позвоночного столба, называемые антокаями и идущие на соление».

Как подсказывает легенда, само Небо, одарив скифов такой богатой природой, послало им и орудия для хозяйствования: плуг, ярмо, секиру, чашу. И тем самым подсказало выбор праведного рода занятий, не предполагая, что многие племена скифов выберут иной житейский путь — воинственный. Далее Геродот писал: «За рекой Танаисом (Доном) уже не скифская земля. Первый из тамошних участков земли принадлежит савроматам, которые начинаются от угла Меотийского озера (Азовского моря), занимают пространство на пятнадцать дней пути к северу; во всей земле нет ни диких, ни садовых деревьев».

Читать далее

Мариупольский могильник

 

Мариупольский могильник

Кроме поселений и производственных комплексов мастерских и выработок, земля Донбасса сохранила очень интересный погребальный комплекс — Мариупольский могильник. Он был открыт в 1930 году во время закладывания фундамента завода «Азовсталь».

Возглавляемая Н.Е. Макаренко экспедиция за 65 дней расчистила выкопанный древними в земле своеобразный коридор длиной 28 метров. 122 усопших лежали на спине с выпрямленными руками и ногами. Они были уложены в три яруса, между которыми была насыпана красная охра — символ тепла и жизни. Рядом с похороненными лежали орудия труда: топоры-клинья со шлифованными лезвиями, кремневые ножи, скребки, проколки, наконечники стрел. Там же было найдено много украшений: продырявленные клыки кабана и зубы оленя, мелкие круглые бусины из перламутра, шаровидные бусины из кости, много костяных пластинок, подвески из порфирита, мрамора, горного хрусталя...

Итогом напряженной работы экспедиции стал труд Н. Е. Макаренко «Мариупольский могильник», изданный в Киеве в 1933 году. Его главный вывод – здесь была родоплеменная усыпальница. По мнению исследователя, невдалеке друг от друга на протяжении десятилетий жили, вероятно, 100 человек. Они занимались охотой и рыбной ловлей, их жилища напоминали курени. Найденные украшения позволяют говорить о контактах древних мариупольцев с весьма отдаленными племенами, обитавшими к востоку и югу.

В годы, когда могильник был открыт, он являлся единственным таким памятником на Украине. Впоследствии сходные места погребений нашли в Приднепровье, в селах Вовниги, Васильевка, Вольное.

Среди древностей Донбасса есть и очень редкие памятники искусства. Так, в 1973 году студент Донецкого государственного университета А.И. Привалов открыл на юге нашего края, в Приазовье, пещеру с древними рисунками. На ее потолке и стенах расположены контурные рисунки, выполненные охрой. У самого входа на потолке мастерски был нарисован козленок с далеко отогнутыми назад длинными рогами, слева на стене - мужчина, справа - лебедь, дальше в глубине пещеры — женщина. Только эти четыре рисунка хорошо видны. Было же их гораздо больше, но, увы, они преступно уничтожены незадачливыми посетителями. Возможно, загублен один из замечательных памятников древности не только Донбасса, но и всей Украины. Второго такого комплекса на Украине пока не знают. Законченность свода пещеры, бесчисленное количество трещин на потолке, десятки имен, вырезанных прямо на древних рисунках, говорят о том, что мы еще очень плохо охраняем нашу старину, наши древности.

Читать далее

эпоха неолита

 

эпоха неолита

Каменный век завершает эпоха неолита. Некоторые исследователи его связывают даже с понятием «неолитическая революция». Существенное отличие нового этапа от предыдущих заключалось в том, что если раньше человек существовал благодаря использованию, присвоению богатств природы, то теперь первобытный труженик стал их умножать и посильно видоизменять в соответствии со своими нуждами. Именно в эту пору зарождаются земледелие и животноводство. На смену присваивающему хозяйству пришло хозяйство производящее. Большая часть ученых считает, что тайны земледелия постигла женщина, тысячелетиями занимавшаяся собирательством и наблюдавшая за жизнью растений. Животноводство же связано с мужчиной-охотником, знавшим повадки диких животных и взявшим на себя нелегкий труд их приручения.

Неолит был временем, когда топоры, молотки и иные крупные орудия были особенно нужны — для постройки жилищ, лодок, обработки земли, сооружения загонов для скота. Топор стал настолько распространенным изделием, что некоторые исследователи даже предлагали весь этот период назвать «эпохой топора». Изготовление большого числа крупных орудий значительно увеличило расход кремневого сырья. Того кремня, который выходил из горных недр на поверхность земли, уже было недостаточно. Человек и ранее иногда добывал кремень из мест его залегания, теперь он стал делать это систематически. Уже давно первобытный мастер заметил, что кремень, лежащий на поверхности земли, раскалывается хуже, чем кремень, добытый из горных недр. Температурные перепады, ветры, вода, мороз и зной сказывались на незащищенном укрытием кремне. Из него трудно было изготовить ядрище, пригодное для скалывания удлиненных пластин и отщепов правильной формы. В то же время кремень, извлеченный непосредственно из месторождения (а ими были в нашем крае преимущественно меловые горы, тянущиеся вдоль его восточной части), пластичнее. При раскалывании от него отделялись отщепы и пластины более правильной формы.

Располагая только каменными, костяными, роговыми, деревянными орудиями труда, человек стал пробиваться в недра гор, чтобы добыть более высококачественное сырье. Так появились древнейшие горные шахты и выработки. Обычно близ мест добычи кремня располагались группы мастерских, предназначенных для начальной обработки кремневых желваков. С них скалывали корку, пальцевидные и бугристые наросты, делали заготовки, ядрища. Завершали изготовление орудий обычно на стоянке. Мастерские же были местами временного бытования.

Читать далее




"Блог Libraryart - территория творчества" Copyright © 2018
Все права защищены. Копирование материалов с указанием автора и активной ссылкой на сайт
Перепечатка материалов сайта без указания авторства строго воспрещается.