Vinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo Slider

Меню

на сайт с помощью

 

Комментарии

Форма входа

Календарь

<< < Декабрь 2013 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
            1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

Лариса Киян

   Чудо-сад Ларисы Киян

    loraВ любой общности, в любую эпоху, среди существ разумных, всегда найдётся человек (и не один – во множестве),  который, хотя бы раз в жизни, задавал себе вопрос  (и под Богом, и вне Бога) – кто «Я»,  зачем  «Я». Реже – кто  «ОН»,  зачем «ОН».
     Одна из версий  для ответа, мажорная, имеющая право на жизнь, утверждает, что человек - это частичка    Бога,  Творца всего живого. Материализованная душа, пожелавшая выделиться в самодостаточное «Я». С целью построения своего, гармоничного и совершенного, не духовного но… материального мира. Такого, чтоб как у Бога, но… вне Бога, на Богом данной Земле. Что из этого вышло, мы видим, сегодня, как на ладони – безбожье никак не поделит Божий мир. И теперь, в зависимости от  содержания души (благочестивых или греховных действий), в мире…  вещей, через мучительную цепочку перерождений ( круга испытаний)  в материальном мире, душа, осознав тщетность обрести счастье вне Бога, должна вернуться к Богу, в свой извечный дом,  в мир духовный, им наполняясь  на… Земле. В тенетах мира материального, не жалующего духовный мир.
      В борьбе за духовное в себе не каждый  может самосостояться свободной от мирских соблазнов личностью, т.е. духовно состоявшейся душой. Это сложно. С учётом, что возраст стимулирует рост души, а почва прожитых лет, вдруг, окажется тощей для посева духовности, то и пожать, бывает,  нечего. У порога к Богу. А раз нечего пожать, то и заполняется  увеличенная душа, для нового витка перерождений, вредными  мирскими суррогатами…  сомнительного, опустошающего,  счастья ( довольства), в ущерб миру, т.е.- соплеменникам.  О таких в народе говорят: «Ничего святого  в душе». Надо очень потрудиться, чтобы   позволить себе оставить, потомкам для подражания,  фразу: «мир ловил меня и не поймал» (укр. философ Гр. Сковорода) – в  пользу свободы от опустошения души. Зато с каждым, духовно не обеднённым человеком, общаться – одно удовольствие. Мне повезло. Мои пути пересеклись с разноцветным, разноформатным, богатым на интересные идеи, обобщения и  интеллектуальные изыскания, находки, миром  Ларисы Киян.  Где она – там жизнь светлее и независимей от серости, от недостатков, от многих др. неблагоприятных факторов.

      Чтобы это прочувствовать, достаточно увидеть её чудо-сад и то, как трепетно она относится к Земле, ко всему на ней - живому и неживому. Её, когда-то непригодная для возделывания, Земля (захламлённая, со временем,  строительным мусором, ко всему),  сегодня очарует сердце самого взыскательного ценителя красоты. И одарит ступившего на неё приятнейшим ощущением радости и покоя. Там и таинственные, из кирпича и камня, мшанкой перемежающиеся, тропинки, и сказочные тенистые, уголки,  подвигающие на фантазии почти по Пушкину:  «Там, на неведомых дорожках следы невиданных зверей…  Там тишина, там леший бродит, русалка на ветвях сидит…  кот учёный всё ходит по цепи кругом…».
 

gorka В её саду и альпийские горки, и каменистый сад (рокарий), облагороженный молодилом и устланный сплошь, как ковром, очитками (с белыми, желтыми, розовыми цветами. В рокарии им комфортно). И японский садик с пагодой, фигурами из камня, крымского ракушечника и пр.; там композиции, поделки из самых невероятных материалов, в быту никому не нужных.  Лариса, легко, превращает Ничто в Нечто, восхищающее воображение.  Если к чему- то прикипел её взгляд – жди чуда. Взглядом помеченное  обязательно приобретёт духовно-душевное и эстетическое содержание.
     

roses Я уже не говорю о цветовых эффектах  цветочного разнообразия. С ранней весны до поздней осени в «цветарии»  Ларисы - рай. Нет уголка земли, где нет цветов. Весной сплошное разноцветье почвопокровных   умиляет взор. Ещё - тюльпаны, крокусы, нарциссы, подснежники… Цветы на клумбах, в рабатках и миксбордерах, аллеях и аллейках… Через весь участок, лентой, от японского садика до рокария, вьётся сухой «ручей» из гальки и камешков. Вдоль  «ручья», по  «берегам», - шиловидный флокс (палитра  изумительная -  из розовых, голубых, белых пятен на зеленом, с непредсказуемыми оттенками, фоне), алиссум горный -  желтым ковриком. С ним в гармонии, синими куртинами, в рыхлых кистях, и ажурными мелкими листочками на стеблях, вероника армянская. И в розовых шапочках - ароматный тимьян ползучий.
       Эти цветы не только предохраняют почву от высыхания, но, как бы оживляют сам «ручей».
     А зелёные солнечные полянки… А  розы (в т.ч. – из… черенков). А… ирисы (северные орхидеи), с изящными цветами. Ими глаз не нарадуется – сибирские,  японские,  спуриа (голубые гибридные), желтые болотные… А лилии… А юкка, колокольчатыми белыми облачками ниспадающая на бренную Землю, будто дар с небес.
     Интересная история у юкки, кстати.  Она как бы и… заложила чудо-сад. Вместе с еремурусом. Их, неказистых, Лариса купила у неказистой старушки, запросившей, с учетом семейного бюджета покупательницы, сумму внушительную (5 руб.) за свой товар, приговаривая:  « Бери, дочка… Меня ещё благодарить будешь – это очень красивые цветы…». И Лариса, вняв словам , «разорилась». По мне,  так юкка – самая лучшая…
     trava А какое здесь разнотравье… А... Собственно, про чудо - сад ( что весенний, что осенний, что летний)  можно говорить часами - и не перескажешь (см. фото). Кто только ему не удивлялся. Про  это чудо где только и  чего не написано. И в «Даче от А  до Я», и в «Доме в саду», и в издании «Цветок», и в «Знамя индустрии», и…
     Чудо-сад, облагородивший, в пределах города, кусочек Земли, нам Богом данной ( в охоту бы мэрии  почин ) - это далеко не всё, чем, как магнитом, к себе притягивает Лариса. Причём - не прилагая  никаких усилий. Она просто живёт.  Без  синдромов - симптомов  звёздной болезни и мессианских  отклонений, иногда и часто присущих мало-мало судьбой отмеченным личностям. (называется – болезнь… роста). Живёт, имея свой собственный мир, где неплохо бывает и другим, если есть потребность в наполнении или отдохновении души.
    Ещё раз хочу подчеркнуть,  Лариса – обыкновенный, как все, человек, со своими достоинствами и недостатками, своими радостями и печалями, своими  взлётами и падениями, без претензий на звёзды с Неба и вообще, практически, без претензий к миру. Причём, это человек не терпящий… «дифирамбов» лично себе (я стараюсь их избегать). Тем более, что всё что она делает (окружая себя праздником) - доступно каждому. И по карману и по одарённости. Стоит лишь захотеть украсить и разнообразить мир Божий любовью ко всему живому-неживому,что  под Богом.. А её особенность состоит в том, что она постоянно в поиске и никогда не держит на голодном пайке душу, во - первых.  Во-вторых,  душа  у неё работает  круглосуточно (идеи, как говорится, в «печке доходят», т.е. – во сне).  Как сердце. Она говорит: «Я не знаю, иногда, что завтра буду делать, но начинаю делать». Как сказал поэт (если не ошибаюсь, Вознесенский): «Душа обязана трудиться – и день, и ночь; и день и ночь»… Чтоб  не разложиться.  Вот это про Ларису.  Уверена, её в нашей суетной жизни на плаву удерживает искра Божья в материализованной душе. Или, напротив, сама Лариса этой искре, из души, не позволяет выпорхнуть.
     В свободное от  дачных  и домашних хлопот время она может переключиться на флористику. Или освоить вышивание бисером икон. Не тупо их перенося на ткань, но осваивая осмысленно, с проникновением в образ. Приобщишься  к процессу как зритель - заинтересуешься содержанием. Это означает… заразился. Что-то скажет о своей работе, хочется, следом, узнать больше.
   ikonyОна набрала бисером три  богородичные иконы: «Неувядаемый цвет»,  «Владимирская»,  «Казанская».
      «Неувядаемый цвет» пришла на Русь через паломников (ХY1-ХY11 в.в.) из Афона. Пребывала в Московском Свято-Алексиевском монастыре (на месте храма Христа Спасителя)- в ХYIII в. Цветок в её левой руке означает неувядаемый цвет девства и непорочности Пречистой Девы. Молятся ей в печали и в состоянии одиночества. Помогает приобрести духовные силы для продления жизни, преодоления испытаний.
      «Казанская» чудотворная. После пожара в Казани, 9-летней девочке, дочери стрельца Онучина, Матрёне, день за днём, снился один и тот же сон (1579г.). С явлением ей  Пресвятой Богородицы (девочка её узнала),  указывающей, что на городском пожарище, под пеплом, лежит… икона. Девочка, преодолев недоверие старших, разгребла пепел и её обнаружила. Принял икону будущий патриарх Московский Гермоген (один из наиболее почитаемых русских святых русской Православной Церкви). На месте явления иконы (надо полагать – нерукотворной) был возведён  Богородичный монастырь, где, впоследствии,  девочка стала игуменьей. В ХYII веке с иконы  была списана копия. Она спасала столицу Московского государства от врагов и даровала русским победу. Есть её копия в Петербурге и др. городах. Молятся ей о прозрении слепых очей, об избавлении от нашествия иноплеменников. Она – заступница в тяжёлые времена, ею благословляют вступающих в брак.
     «Владимирская» - самая почитаемая православным народом . По преданию  написана св. апостолом и евангелистом Лукой в 1 в.н.э. на доске стола самой Богородицы в Иерусалиме. Перевезена в Царь-град. В ХIIв. принесена константинопольским патриархом в дар Киеву. Принял икону князь Юрий Долгорукий. Затем Андрей Боголюбский увез эту икону в с. Боголюбово и в её честь построил там храм. Затем её перенесли во Владимир (некогда центр русского государства).  С 1395г. – в Москве . При Иване Грозном перед нею молился Василий Блаженный и его молитвами г. был спасен от разорения ордами хана Гирея. Перед нею молятся об избавлении от иноплеменного нашествия , об умирении враждующих…
     Я, далекая от темы икон и их историй, ненавязчиво получила дополнительную информацию к размышлению. На шаг продвинулась в познании  христианского православия.
    
С иконами получилось у Ларисы, она перешла на вышивание украинских рушников. И невзрачный, домотканый, сероватый, холст …заговорил  историей целого народа. Я приобщилась и осознала, что узоры на рушниках - это не просто переплетение нитей. Это - летопись. В них оживает нация, легенды, веками накопленные знания.   Об этом можно рассказывать часами, как и про чудо-сад. И не исчерпаешь содержание. Но вот что интересно. Невольно став свидетелем  творческого процесса при вышивке  рушников и значения символов на них, я поразилась  смысловому их наполнению. Вся украинская вышивка, в первую очередь, обозначена знаками Воды и Солнца. Это 2 стихии, две энергии, поддерживающие и обуславливающие на Земле Жизнь. И превалирует на них красный цвет-символ очистительного Огня и Солнца. Символизирует и очищение и лечение. И оберег. В  украинской вышивке, как я уже говорила ,всё: и Солнце, и Вода, и дуб, и калина, и ромб, и лилии, и мак, и роза, и хмель, и свадебный венок, и древо жизни и т.д. - всё имеет  сакральный смысл.  Изучай и очищайся, и оздоровляйся, и защищайся от дурного влияния, наслаждайся приобщением к  духовной культуре страны, в которой живёшь.  Всё и просто и понятно, если б не одно но… Это символ Солнца(отца), о котором я узнала от  Ларисы - восьмиугольная звезда. Она сопровождает и украинские обряды ( в виде цветка, звезды или розетки, имеющих 8 углов). Интересен и символ Матери - главный символ на рушниках (очевидно - с эпохи матриархата), в основе которого 8-уг. Звезда. Обрамляет этот символ стилизованная гирлянда из цветов, что символизирует  величие Матери, её особую роль в жизни человека. Я задавалась вопросом и ранее почему у украинской звезды  8 углов. А тут пришло и решение.  У рушника вышитого Ларисой. Причем в материнском символе – более точно. На нём 4 угла более выражены, а 4 – менее.  Эти 8 углов выхватил мой фотоаппарат на  закате. И не один раз. Но как это могли видеть древние?

     Таких снимков (тетрады СОЛНЦА) у меня много. Но процесс осмысления солнечного (и не только) знака пошёл лишь после ознакомления со значением узоров (их, не разгаданных досегодня, много!) на рушниках и вышиванках. Что-то же хотели, ими, нам, сказать наши предки, от чего то обезопасить, в чем то наставить, что-то рассказать.  Что-то из того (дай Бог небезвозвратно), что мы не видим под слоем наносного и чужого, что, возможно, нам, далеко не оберег. А иногда и чуждо. А иногда и вредно. Вникая в смысл подобных факторов и фактов чувствуешь за спиной дыхание вечности.Это как нить земного бытия - с прошлым, настоящим и будущим, формирующая человека в целостное "Я". С корнями и ветвями.

tetrada IMG 3329

                  СОЛНЦЕ                                                                       ЗНАК СОЛНЦА

      Рушники, чудо-сад, иконы  – далеко не предел для Ларисы. Роспись под гжель посуды, фотографии  декоративное панно под  петриковскую роспись,  коллаж,  декупаж,  разрисовка статуэток, тарелок. Понравились картины Рериха – она сделает копии для себя. Именно для себя. Всё. Для движения души. Для её обогащения лучшим, что создала цивилизация и доступным. И тут важен символ нового приобретения. В данном случае именно он обогащает, без претензий на шедевры. Так созидаются шедевры души, которую «мир ловил и не поймал». Смотрите фото и делайте лучше. Не для славы – для души. Она, душа, очень нуждается во внимании. Нашем.

Посмотрите фотографии работ, фотографии сада Ларисы Киян.

Автор статьи: Нелли Тищенко

 

 

 

Добавить комментарий

 


Защитный код
Обновить




Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
"Блог Libraryart - территория творчества" Copyright © 2015
Все права защищены. Копирование материалов с указанием автора и активной ссылкой на сайт
Перепечатка материалов сайта без указания авторства строго воспрещается.