Vinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo Slider

Меню

Комментарии

Форма входа

Календарь

<< < Сентябрь 2015 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 30        

Вечер украинского кино

 1443182683 img 3807

  Наконец, после долгого перерыва, состоялась встреча в киноклубе «Отличное кино». Организаторы клуба подготовили для своих членов приятный сюрприз - приглашение провести октябрьскую встречу в 3D кинотеатре киноклуба «Иллюзион», что работает в нашем городе.

  Но темой художественного вечера стал разговор об украинском кино, о признанном в мире режиссере С. Параджанове, о его непревзойденном фильме «Тени забытых предков». Сначала была продемонстрирована электронная презентация «Сергей Параджанов. Режиссер, актер, художник». Из нее все узнали о том, что, как пишется в «Википедии», родился Сергей Параджанов в Тбилиси в семье антиквара, он был третьим ребенком в семье (сестры Рузанна и Аня). Отец - Параджанян Иосиф Сергеевич, мать - Бежанова (Бежанян) Сирануш Давыдовна.
   Профессия антиквара передавалась из поколения в поколение, и глава рода - Иосиф Параджанов - надеялся, что его дети пойдут по следам предков. Сергей выбрал другой путь, и отец никогда не смог ему этого простить. Но изысканный вкус и умение отличить настоящую вещь от подделки передались, и это потом неоднократно становилось полезным для Сергея, когда он, сидя без работы, подрабатывал скупкой антиквариата.
  Среднюю школу Сергей закончил только с двумя «пятерками» - по естествознанию и рисованию. Технические предметы тянули на «тройку», и, тем не менее, он решил поступать в Институт железнодорожного транспорта, где проучился ровно год. В 1941-1943 годах работал художником-технологом на тбилисской фабрике «Советская игрушка».
   В 1942-1945 годах он учился на вокальном отделении Тбилисской консерватории. Принимал участие в концертной труппе, которая обслуживала военные госпитали, провел около 600 концертов. В 1945 перевелся в Московскую консерваторию в класс Нины Дорлиак. Параллельно к занятиям в консерватории, в 1946 г. поступил на режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК), в мастерскую Игоря Савченко. На этом курсе учились известные в будущем режиссеры Александр Алов, Владимир Наумов, Озеров, Марлен Хуциев, Феликс Миронер. Окончил ВГИК в 1951 г.
   Работал ассистентом режиссера фильма «Тарас Шевченко» (режиссер И. Савченко), ассистентом режиссера фильма «Максим» (режиссер А. Мишурин). Снял дипломную работу - фрагмент фильма «Андрей» по мотивам молдавских сказок. Через четыре года Параджанов вместе с режиссером Яковом Базеляном снимет на киностудии им. Довженко полнометражный вариант этого сюжета. 28 июня закончил ВГИК, был направлен на Киевскую студию художественных фильмов как режиссер-постановщик.
   С Украиной связана значительная часть творческой биографии Сергея Параджанова. В Украине создал фильмы «Наталия Ужвий», «Золотые руки», «Мысль» (все - 1957), «Первый парень» (1958), «Украинская рапсодия» (1961) «Цветок на камне» (1962, в соавторстве с А. Слисаренко).
   Международное признание пришло к Параджанову после экранизации в 1964 повести М. Коцюбинского «Тени забытых предков». Фильм «Тени забытых предков» был удостоен приза на Всесоюзном кинофестивале в Киеве (1966). И все же на Западе (там фильм демонстрировался под названием «Огненные кони») интерес к нему был значительно больше, чем на родине.
   Журнал «Экран» (Польша) 1966 год писал: «Это один из самых удивительных и самых изощренных фильмов, случалось нам видеть в последние годы. Поэтическая повесть на грани реальности и сказки, действительности и воображения, достоверности и фантазии... Воображению Параджанова, кажется, нет предела. Красные ветви деревьев, геометрическая композиция внутри корчмы с немногочисленным реквизитом на фоне белых стен, Палагна на лошади с красным зонтиком и с полуобнаженными ногами, грубость похоронного ритуала с омовением умершего тела и сцена оргистических забав в финале... Параджанов открывает в фольклоре, обычаях, обрядах самобытный культурный ритуал в рамках которого действительность реагирует на заботу и трагедию личности».
  Фильм получил 39 международных наград, 28 призов на кинофестивалях (из них - 24 гран-при) в двадцать одной стране. Параджанову присылали свои поздравления Феллини, Антониони, Куросава, а польский режиссер Анджей Вайда стал перед Параджановым на колени и поцеловал руку, благодаря за этот шедевр.
   В 1965-1968 годах Параджанов вместе с другими известными деятелями украинской науки и культуры, протестуя против массовых политических арестов в Украине, обращался в высшие партийные и государственные органы с требованием разъяснить причины преследований украинских интеллектуалов и выступал за проведение открытых судебных процессов, которые могли бы обеспечить справедливость рассмотрения дел. Неоднократно высказывался за соблюдение свободы слова в прессе. 30 июня 1966 ЦК Компартии Украины принял постановление «о серьезных недостатках в организации производства кинофильмов на Киевской киностудии им. А. Довженко», в которой подвергались критике киноленты "Колодец для жаждущих" (автор сценария И. Драч, режиссер Ю. Ильенко), «Сверьте свои часы» (автор сценария Л. Костенко, режиссер-постановщик В. Иляшенко), сценарий С. Параджанова к фильму «Киевские фрески». Натерпевшись преследований и, пытаясь избежать ареста, был вынужден выехать в Армению.
   В 1971 году вернулся в Киев. 17 марта 1973 был арестован и приговорен к пятилетнему заключению за гомосексуализм, хотя в обвинительном заключении были статьи и «за спекуляцию», и «за украинский национализм». Быстренько нашли «жертву насилия» - «члена КПСС» Воробьева. Кстати, он оказался единственным, кто согласился открыто свидетельствовать против Параджанова. Другие отказались. Один из них - архитектор Михаил Сенин - после разговора в Киевском КГБ перерезал себе вены.
  Параджанову дали пять лет колонии строгого режима, которые отбывал в Лукьяновской тюрьме, колонии в Алчевске. «Гомосексуальная» статья не давала ему шансов выжить. Однако он стал большим авторитетом в тюрьме. Говорят, что к нему приходила делегация урок, которые показали свое глубокое уважение словами: «Мы коммуняк всегда на словах, а ты - по-настоящему!». Из-за этого «панибратства» Параджанова несколько раз переводили из зоны в зону.
   Только благодаря международной кампании протеста (обращения подписали Франсуа Трюффо, Жан-Люк Годар, Федерико Феллини, Лукино Висконти, Роберто Росселлини, Микеланджело Антониони) был освобожден 30 декабря 1977. Учитывая запрет жить в Украине, поселился в Тбилиси. И в дальнейшем подвергался преследованиям со стороны советских репрессивных органов.
  Через идеологическую цензуру не вышли фильмы «Intermezzo» (по М. Коцюбинскому), «Киевские фрески», «Икар», «Исповедь».
  Две последние работы Сергея Иосифовича - документальный фильм, посвященный Пиросмани, и художественная картина «Ашик-Кериб», снятая по мотивам сказки М. Лермонтова о приключениях «странствующего трубадура», который проходит через тысячу испытаний, чтобы найти свою возлюбленную, и посвящена памяти Андрея Тарковского, чьи творчество и дружбу высоко ценил Параджанов. Фильм не выпускали в широкий прокат, но Параджанов с фильмом «Ашик-Кериб» побывал на фестивалях в Голландии, Германии и Венеции. Газета «Монд» по этому поводу писала: «Лучшей витрины перестройки в советском кинематографе, чем фильмы "Ашик-Кериб" Сергея Параджанова и "Маленькая Вера" Василия Пичула, на фестивале в Венеции трудно было бы найти...» После успеха в Европе, 6 Декабря 1988, картине «Ашик-Кериб» наконец было выдано удостоверение о разрешении.
  Смерть пришла к нему тогда, когда в Ереване началась работа над автобиографической картиной «Исповедь». Оригинальный негатив включен в фильм «Параджанов. Последняя весна». Были сняты первые 300 метров пленки, однако здоровье режиссера было уже сильно подорвано.
  Огромной трагедией для Параджанова стала смерть его сестры Анны. Он собственноручно сделал чрезвычайно красивый наряд для гроба. А через несколько месяцев у самого Параджанова обнаружили рак легкого. Операцию по удалению легкого провели в Москве, но состояние Сергея Иосифовича не улучшилось. В одном из своих интервью Параджанов сказал: «Все знают, что у меня три родины. Я родился в Грузии, работал в Украине и собираюсь умирать в Армении». 17 июля 1990 он приехал в Ереван, где через три дня и умер.
  Параджанова похоронили 25 июля в Пантеоне гениев армянского духа, рядом с Арамом Хачатуряном, Вильямом Сарояном и другими деятелями искусства, литературы и науки Армении. А потом был просмотр фильма... Несмотря на то, что члены клуба были в восторге от мастерства известного режиссера, некоторые заново открыли для себя этот необычный фильм.

  Друзья! Обращаем ваше внимание, если вы хотите расширить свои знания по этой теме, то посетите Интернет-сайты:
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=124 Чтобы помнили Сергей Параджанов
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=2763 Чтобы помнили Цикл передач "Гении и злодеи" Параджанов Сергей
http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1677 Чтобы помнили Цикл передач "Как уходили кумиры" Параджанов Сергей

Посмотреть киноленту:  

https://www.youtube.com/watch?v=tQgiQ1RDhZg 

Материалы сайта: http://konstlib.net/node/12226 Вечір українського кіно 

1443182646 img 5430

1443182662 img 5431

 1443182631 img 3810

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить




"Блог Libraryart - территория творчества" Copyright © 2015
Все права защищены. Копирование материалов с указанием автора и активной ссылкой на сайт
Перепечатка материалов сайта без указания авторства строго воспрещается.