Vinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo Slider

Комментарии

Форма входа

Календарь

<< < Сентябрь 2014 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30          

15 Сентябрь 2014

Регионализм как основа развития Украины

Регионализм как основа развития Украины

На протяжении всей истории существования человека им двигало одно главное желание - жить лучше. Чувствовать себя более защищено и комфортно. Это вполне понятное человеческое стремление всегда эксплуатировалось разными политическими идеологиями, которые утверждали, что для улучшения жизни нужно уничтожить или эксплуататорские классы, или представителей другой национальности; построить национальное государство или же, наоборот, уничтожить сам институт государства. Но эти рецепты улучшения человеческой жизни так и не достигли желаемого результата. Хотя ответ, казалось, лежит на поверхности. Для того, чтобы улучшить жизнь в рамках одного государства, необходимо не сидеть и ждать милости от политического центра, пока он соизволит обратить внимание или решить ту или иную проблему, возникшую в государстве. А нужно поступательно, шаг за шагом решать проблемы и улучшать ситуацию рядом с тобой, на твоей малой Родине, в твоем родном регионе. Ведь все мы живем в регионах, и даже Киев или любая другая столица - это тоже отдельный регион, только столичный, со своими присущими только ему, проблемами. Решать эти проблемы наиболее эффективно способны только люди живущие в этом самом регионе. И как жители украинских регионов вряд ли способны правильно оценить и предложить решения для жителей Киева, так и представители Киева вряд ли всегда способны объективно и эффективно разобраться с проблемами, стоящими перед украинскими регионами.

Именно исходя из этой простой логики, принцип «Свои проблемы решаем сами» стал главным и доминирующим во всех цивилизованных странах мира, где поняли, что из плохих кирпичей не построишь хороший дом. Но путь к этому осознанию, к победе принципа регионализма в Европе был весьма не прост. История регионализма очень обширна и интересна.

Прежде чем начать разговор о регионализме на Украине, обратим свой взор на Европу, которая на данный момент является самым высокоразвитым по уровню экономического развития и социального достатка регионом мира. Европейцы, которых тяжело обвинить в не предприимчивости и нелюбви к комфорту, сообразили, что торговать с соседними, приграничными регионами куда выгоднее без посредничества королей и президентов.

И если ваш сосед, живущий от вас на расстоянии ста метров, обладает нужным для вас товаром или может предоставить необходимые услуги, то вы просто преодолеете эти сто метров и получите желаемое. А если между вами на этих ста метрах проходит граница? Не уж-то вы будете делать крюк, в несколько десятков километров, чтобы местный чиновник поставил вам соответствующую загогулину в документе для пересечения границы. Или же отправитесь в глубь своей страны, чтобы втридорога купить то, что в ста метрах от вас стоит значительно дешевле? Нет, конечно. Просто вы дождетесь темноты или того времени когда рядом не будет пограничников, и пересечете границу, по-быстрому обделав свои дела. Именно так происходило во многих европейских приграничных зонах, особенно в горной местности, где не выставишь на каждом километре по солдату. В результате, чтобы не терять пограничные сборы и контролировать торговлю, возникла идея приграничного сотрудничества.

В реальность она воплотилась еще в позапрошлом веке, когда в 1875 году Франция и Испания создали так называемую двустороннюю комиссию сотрудничества в регионе Пиренеев. И французы и испанцы правильно рассудили, что если значительная часть границы проходит по горной системе Перенев, длина которых 450 км, а максимальная высота до 3404 м., на обоих склонах этих гор живут люди со схожим языком традициями, которые не одно тысячелетие занимаются торговлей друг с другом. Зачем им мешать? Тем более, что на высоту 3404 метра пограничника и таможенника не поставишь. Так пусть платят налоги, как приграничные жители и торгуют в свое удовольствие, не заполняя бумажек и не выпрашивая разрешения на переход границы.

После второй мировой войны опыт пиренейского сотрудничества в 1949 переняли также в горах, только теперь в Альпийских, когда был заключен итало-австрийский договор, целью которого было облегчить взаимную торговлю продуктами и товарами местного производства между итальянскими провинциями Альто-Адидже и австрийскими землями Тироль и Форарльберг.

А дальше региональное сотрудничество «поверх границ» нарастало, как снежный ком. В 1977 возникла еще одна межрегиональная организация: Ассоциация адриатических Альп, впервые включившая, помимо западноевропейских, некоторые регионы бывшей социалистической Югославии. Даже рьяный коммунист Тито понял то, что до него поняли испанский король и французский президент. Людям не надо мешать жить и торговать друг с другом.

В результате роста отношений «поверх границ» в Совете Европы было создано два комитета по приграничному сотрудничеству. Мадридская конвенция Совета Европы 1989 года предоставила органам местной власти возможность разработки в рамках национального законодательства юридических основ взаимодействия по экономическим, социальным, экологическим и культурным вопросам вне зависимости от национальных границ. Это привело к тому, что в настоящее время в Европе существует более 30 подобных регионов, объединенных в Рабочую группу по приграничным регионам.

В частности, действует «Программа средиземноморской интеграции», в соответствии с которой французский регион Южных Пиренеев разрабатывает совместные инициативы с Северной Португалией, а Ломбардия с Каталонией.

Немецко-голландский регион «Еурегионс», включающий около ста городов почти с миллионным населением, имеет свои собственные, со-зданные на паритетных началах исполнительные и консультативные органы. Регион «Регио Базиленсис» действует на основе соответствующего соглашения между Швейцарией, Францией и Германией.

Активно осуществляется сотрудничество между регионом Рона-Альпы во Франции и Баден-Вюртембергом в Германии, между итальян-ской Ломбардией и испанской Каталонией. Интенсивно развивается ко-операция в регионе, простирающемся от юго-восточных границ Англии, охватывающем север Франции и страны Бенилюкса, и заканчивающемся долиной Роны в Швейцарии.

Хорошо, когда у региона есть выход к государственной границе и он граничит, например, не с одним, а с несколькими государствами. Но есть же еще и регионы, которые не имеют выходов к чужим землям, или основная масса населения региона живет вдали от приграничных районов? Но и эти регионы в ХХ веке активно включились в процесс регионализации. Субъектами этого процесса стали и регионы, узаконенные административно-территориальным делением многих стран: департаменты во Франции, федеральные земли в Германии, области в Италии, графства в Великобритании, фюльке в Норвегии, кантоны в Швейцарии и прочее.

В 90-х годах прошлого века в условиях заметного ухудшения положения дел в экономике и роста безработицы, превысившей в среднем в европейских странах 11 %, многие европейцы пришли к закономерному выводу, что современное централизованное государство, страдающее хроническим бюджетным дефицитом, не в состоянии справиться со сложившейся ситуацией старыми методами. И нужно больше прав и полномочий отдавать именно регионам.

При этом сторонники углубления региональной самостоятельности обосновывали этот процесс тем, что органы местного самоуправления составляют одну из основ демократического строя, обеспечивая право граждан на участие в управлении государственными делами, и что на уровне регионов, то есть органов власти, максимально приближенных к гражданам, станет возможным найти более оптимальное решение тех или иных проблем. Мировой экономический кризис, начавшийся в двухтысячных, только подогнал этот процесс. И на сегодня можно с полной ответственностью утверждать, что Европа - это уже не Европа Отечеств, как называл старый свет Шарль де Голль, а Европа регионов.

Для того, чтобы понять, как работает европейский регионализм, приведем несколько ярких и конкретных примеров как возникал и развивался европейский регион. Ведь те же идеи регионализма не с неба свалились на европейцев, Старый свет шел к ним несколько десятилетий. Методом проб и ошибок. Но зато уже сейчас Европа - это образец для построения сильных и богатых государств.

Возьмем страну, куда так любят ездить наши финансовые магнаты и властьимущие господа, старушку-Швейцарию. Очень жаль, что украинские чинуши и «денежные мешки» между катанием на горных лыжах и употреблением дорогого швейцарского сыра не обращают внимание на то, благодаря чему Швейцария дошла до жизни такой. Что именно ее банкам хотят доверить свои капиталы все богачи мира, а население её является одним из самых зажиточных и социальнозащищенных в Европе. Все это богатство Швейцария зарабатывала 700 лет. Само официальное название страны на немецком языке Schweizerische Eidgenossenschaft очень тяжело перевести что на русский, что на украинский языки, самое приближенное толкование звучит как «швейцарское товарищество, скрепленное клятвой». Именно товарищество регионов. И это не случайность, если учесть, что Швейцария еще в средневековье формировалась как добровольный союз суверенных регионов (кантонов) с целью поддержания мира между ними и совместной защиты от внешней угрозы. Возникшая в 1291 году Швейцарская Конфедерация выдержала более чем 700-летнее испытание историей. В 1848 году была принята первая Федеральная конституция, заложившая основы современного государства. Швейцарская система взаимоотношений между регионами стала уникальной формой государственного устройства, позволившей сохранить единство и обеспечить процветание этой многонациональной и многоконфессиональной страны.

Сейчас Швейцария состоит из 26 разноязычных кантонов, которые, в свою очередь, подразделяются на более чем 3 тыс. общин. Каждый из швейцарских регионов-кантонов имеет свою конституцию, свои законы, парламент, правительство, полицию и суды. Кантоны стремятся по возможности максимально сохранить свои суверенитет и самобытность, отдав федеральной власти полномочия лишь в тех сферах, где это диктуется объективной политико-экономической целесообразностью.

Что очень пригодилось бы Украине из швейцарского опыта, так это решение языкового вопроса. Конституция Швейцарии подчеркивает, что государство несет ответственность за укрепление мира и понимания между разными языковыми сообществами в стране. Действующая Конституция объявляет все четыре языка, а именно: немецкий, французский, итальянский и рето-романский государственными языками. Три основных языка (немецкий, французский и итальянский) между собой юридически равны. Например, все государственные решения, особенно все правовые нормы (законопроекты, законодательные акты и постановления), редактируются одновременно на трех языках. Они имеют законную силу в том случае, если публикуются на трех государственных языках. Каждый текст и формулировка трактуются одинаково. Нет приоритетного языка, никто никого не попрекает, не обвиняет, что кто-то съел его сало или употребление одного языка наносит вред другому языку. Каждый язык имеет равный статус. В случае противоречия судья решает в пользу наиболее разумного толкования, а не согласно языку, на котором был написан проект.

Что касается рето-романского языка, на котором говорят меньше одного процента швейцарцев, то говорящим на нем гарантируется возможность поддержания официальных контактов с федеральной администрацией на своем родном языке. И ведь в таком языковом многообразии удается же людям найти взаимопонимание!

При этом никто не навязывает свой язык другим. В немецкоязычных регионах – все по-немецки, в италоязычных, соответственно, все по-итальянски. Не захочет италоязычный швейцарец учить немецкий его никто не заставит, и наоборот. Даже существует шутка: «Швейцарцы хорошо уживаются вместе, потому что не понимают друг друга». Но их разнообразие языков способствует укреплению национальной идентичности.

И в качестве примера того, как теперь решаются некоторые еще не решенные проблемы, можно привести историю выделения из кантона Берн кантона Юра. В кантоне Берн жили и живут немецко- и франкоговорящие швейцарцы. Но в этом кантоне была местность Юра, где люди говорили в основном на французском языке. В результате политической воли появился новый кантон.

При таком подходе вряд ли стоит удивляться тому, что в Швейцарии права жителей кантонов очень сильно защищены. О том, что хочет или не хочет население, узнают с помощью постоянных референдумов. И никто, как на Украине, не жалуется, что это дорого, организационно тяжело и так далее. Многие швейцарцы на референдумах голосуют по нескольку раз в год, и ничего: никто не обеднел и не умер от перенапряжения.

Другой классической европейской «страной регионов» является Федеративная Республика Германия (ФРГ). Промышленный мотор Европы, одна из крупнейших мировых экономик. Немцы всегда ассоциировались у нас с педантичностью, законопослушанием и усердием. И именно эта нация сделала в развитии своего государства ставку на регионализм и максимальное расширение прав местного самоуправления. И если в Швейцарии мы имели дело с регионами, формировавшимися по принципу языка и религии, то в Германии регионализм не носит этнического или религиозного содержания. Германия состоит из 16 земель. Центр и регионы взаимно контролируют и дополняют друг друга. Управляет Германией Бундестаг (парламент всей Германии) и Бундесрат ( состоит из членов земельных правительств. Он не является выборным органом и не связан какими-то сроками полномочий. Из-за этого немцы в шутку называют Бундесрат «вечным органом».) Законы страны принимаются бундестагом, а бундесрат его контролирует, и, если что-то идет не по воле немецких регионов, сразу включается законодательный тормоз.

Читать далее

Донецк во время Майдана

 

Донецк во время Майдана

Традиционно жители юго-востока Украины гораздо менее политически активны, чем западенцы и киевляне, и время оранжевой революции не было исключением из этого правила. Дончане хотя в массе и поддерживали «своего» Януковича, но бросать все дела и кидаться на баррикады вовсе не стремились. Вдобавок в оранжевом лагере было много «профессиональных революционеров» из различных общественных организаций и политических партий, которые были организаторами и костяком уличных акций протеста. Этих людей достаточно долго финансировали и учили, так что к зиме 2004-2005 года они знали, что и как надо делать. То есть Ющенко опирался на мощную сетевую структуру из десятков формально независимых звеньев-структур, которые могли друг друга дополнять и заменять. Его соперник ничего подобного не имел. Его Партия регионов (ПР), очень многочисленная на бумаге, будучи партией власти, во многом состояла из случайных людей, а то и вовсе из записанных в партийные ряды в добровольно-принудительном порядке бюджетников. Функционеры ПР, зачастую крупные предприниматели или чиновники, могли одним распоряжением вывести несколько тысяч своих сотрудников на митинг, но при этом были неспособны добиться искренней поддержки своей партии. Так что ждать от регионалов такой же активной политической работы, как от «оранжевых», было наивно. Поэтому когда государственный аппарат оказался парализован, выяснилось, что у Януковича за спиной нет настоящей организации, которая могла бы сплотить его сторонников, начать контрмайданную работу и вести политическую борьбу. В общем, пока на Украине была революция, Донецк жил обычной жизнью, хотя все же события в столице разбудили политическую активность и в нашем крае. Причем это была протестная активность, вызванная именно действиями оранжевых, а не работой предвыборных штабов Януковича. Начался стихийный протест против ползучего государственного переворота. На митинги в поддержку Януковича потянулись люди, наиболее активные из которых начали объединяться в инициативные группы и пытаться что-то делать. Появились самодельные плакаты и листовки. На центральной площади города была установлена сцена, и вокруг нее начался перманентный митинг.

Несколько лет подряд до Майдана все политические мероприятия в нашем крае проводились, словно в СССР, по разнарядке, а какие-либо политические партии, кроме провластной, были незаметны. И вот наконец-то инициатива исходила от простых людей, и партии власти, каковой в Донбассе является Партия Регионов, пришлось догонять и сдерживать народные массы. 10 января на площади Ленина в противовес столичному Майдану возник палаточный городок в поддержку Януковича Сегодня уже, наверное, невозможно достоверно установить, кому принадлежала эта идея, и кто первый установил палатку. На лавры отцов-основателей претендует добрый десяток человек из разных организаций. Дней через пять к палаточному городку присоединилась и Партия регионов.

Что характерно, среди флагов, поднятых над палатками, не было ни одного украинского, зато наблюдались, помимо партийных, русские, крымские, бело-желто-черные монархические, даже андреевский и пара московских. Примерно столь же пестрым был и состав жителей городка. По табличкам на палатках можно было изучать географию, так как люди ехали со всех регионов. Со временем городок разросся до 89 палаток и стал центром концентрации всех недовольных горожан. Впоследствии участники городка создали несколько левых и прорусских общественных организаций, некоторые из которых канули в Лету, а некоторые действуют и поныне.

Вслед за Донецком подобные городки возникли во многих городах страны. Казалось, что это начало нового мощного политического движения, должного стать подобием действий ющенковцев, но с противоположным знаком. Уже раздавались призывы к походу на Киев, и существовали все шансы на успех подобного похода с Востока и Юга. Впрочем, эта возможность не была использована, и теперь нет смысла гадать, как все повернулось бы, если бы Янукович столь же мало оглядывался на закон, как его противник. Находящийся под постоянным моральным прессингом Янукович согласился на проведение переголосования, за время подготовки к которому постепенно на сторону оранжевых перешла значительная часть парламентариев и чиновников.

Даже после того, как прошло переголосование, давшее победу Ющенко, донецкие митингующие до последнего момента надеялись, что команда Януковича предпримет какие-то решительные действия. Никто не знал, что это будет, ожидания варьировались от забастовки до похода на Киев. Но в три часа утра 20 января Верховный суд отклонил все претензии бело-синих (цвета сторонников Януковича), а вечером того же дня, выступая в Донецке, кандидат призвал своих сторонников свернуть палатки и согласиться с несправедливым решением. Простой народ проявил гораздо больше желания к борьбе, чем те, ради кого эта борьба и велась. Тысячи людей демонстративно покинули площадь. Колона под русскими и имперскими флагами прошла через всю толпу, оставшуюся дослушивать выступление, скандируя «Донбассу русский язык!» и «Федерацию!». Стоит отметить, что Донецк оказался гораздо более русским, чем можно было представить ранее. Так, на последнем митинге русских триколоров было ровно в два раза больше, чем жовтоблакитных государственных флагов.

Всякое действие рождает противодействие, и откровенно антирусская политика Ющенко привела к появлению сильной оппозиции. Не был исключением и Донбасс, где наиболее активные оппозиционеры объединились в рамках избирательного блока «Народная оппозиция». В эту политическую силу вошли практически все участники антиоранжевых акций 2005 года, а её лидером и знаменем стала экс-депутат Наталия Витренко, возглавлявшая прогрессивно-социалистическую партию (ПСПУ).

Читать далее

Донбасс и Майдан

Донбасс и Майдан

До конца восьмидесятых годов казалось, что украинский национализм навсегда остался в прошлом. Остатки успевших бежать за океан оуновцев могли лишь вспоминать лихие годы войны и хвастать перед детьми и внуками своими «подвигами». Мельниковцы продолжали ненавидеть бандеровцев, а от тех откололась еще одна группировка под названием «ОУН за границей» ОУН(з). В Союзе дети и внуки бывших членов УПА вступали в КПСС, делали карьеру, и ничто в их жизни не напоминало о фанатизме старшего поколения.

Именно в это время Львов стал украинским городом, ведь до войны из трехсот тысяч львовян украинцами были лишь несколько процентов. При гитлеровцах исчезла многотысячная еврейская община, а после войны советская власть вынудила львовских поляков уехать в Польшу. В освободившиеся дома города вселились жители окрестных сел и местечек. По мере строительства в послевоенном Львове промышленных предприятий, открытия новых учебных заведений, население города росло за счет переселенцев из сельских районов Галиции. Так, именно при советской власти, Львов превратился в украинский город, где украинцы стали численно преобладающей национальностью. Вообще, коммунисты продолжили свою политику по созданию украинского народа. Так, советские чиновники всех галицких и подкарпатских русинов принудительно, против их воли, записали украинцами. Советский режим, боровшийся с украинскими националистами, практически выполнил те основные задачи, решить которые своими силами националисты были не в состоянии. Коммунисты отняли Галицию у Польши, очистили ее от поляков, создали там промышленность и науку, подготовили для них местные национальные кадры… За счет государства в УССР издавалось огромное количество литературы на украинском языке. Доходило до того, что в русскоязычных областях невозможно было достать русский перевод книг зарубежных авторов, зато украинские переводы лежали в каждом магазине. С появлением телевидения был создан украиноязычный канал, а региональные студии вещали исключительно на мове. Искусственно поддерживались украиноязычные писатели и режиссеры. Так, в 1985 году в УССР вышло 78 миллионов книг на украинском языке, а в 2012 году только 12,79 миллионов. Заботливо выращивалась украиноязычная элита, время которой пришло с началом перестройки. Тогда же на Украину смогли свободно совершать вояжи националисты-эмигранты. Со второй половины восьмидесятых началась экспансия украинского национализма на Украину. Первыми в еще советскую республику стали прибывать эмиссары из ОУН(з). Затем активизировались и остальные эмигрантские украинские организации. В результате в западных областях УССР идеи украинского национализма и русофобии стали находить сторонников. Во многом это было вызвано стремительным падением авторитета КПСС и государственных органов власти. Горбачев и иже с ним стремительно расшатывали основы Советского Союза, что в свою очередь, порождало сепаратизм и национализм на окраинах СССР.

В начале осени 1989 года в Киеве состоялся учредительный съезд Народного Руха Украины за перестройку. Активистами Руха стали украиноязычные деятели культуры и искусства, сразу же занявшие ярко выраженную националистическую позицию. Рух замышлялся как альтернатива КПСС и имел далеко идущие планы. Секретариат Руха формировался по образу и подобию Кабинета Министров — предполагалось, что в случае необходимости он сможет заменить действующие советские органы власти. В октябре 1990 года состоялся второй съезд Руха, на котором был обозначена главная цель – обретение независимости Украины. Тогда же из названия исчезло словосочетание «за перестройку». Но даже в это время такая цель казалась нереальной. Однако в Москве состоялась попытка государственного переворота, и власть в стране на несколько дней перешла к ГКЧП. Это стало пусковым механизмом для разрушения Советского Союза. После подавления путча 24 августа 1991 года Верховный Совет Украины принял Декларацию о независимости, поставив на Советском Союзе жирный крест. Первого декабря 1991 года состоялся референдум, на котором свыше 90% избирателей Украины проголосовали за независимость. Тогда же был избран первый Президент, в прошлом идеолог украинских коммунистов Леонид Кравчук.

Советский Союз прекратил свое существование, и никто не выступил в его защиту. Почему так произошло? Массам объяснили: Москва объедает Украину, а отсоединимся – будем жить, как в Швейцарии. Вот уже входит в жизнь поколение, выросшее в независимой Украине, а до уровня Швейцарии нам все еще далековато…

Следует заметить, что первые пятнадцать лет после распада Советского Союза Российская Федерация предоставляла Украине режим наибольшего благоприятствования. Это выражалась и в чрезвычайно заниженных ценах на русские энергоносители, и в полном самоустранении Москвы от проблем соплеменников, вдруг оказавшихся за пределами России. В это время украинская сторона проводила тихий, но результативный этноцид, вытесняя русский язык, ограничивая доступ граждан к русским СМИ, переписывая историю... Например, народный депутат Украины Вадим Колесниченко в своем обращении к Генеральному Секретарю Совета Европы - Терри Девису, Генеральному секретарю ООН - Пан Ги Муну, Генеральному директору ЮНЕСКО - Коитиро Мацуури от 11 февраля 2008 года пишет: «За 16 лет Независимости закрыто свыше 3 тыс. русскоязычных школ, составлявших более 60% от их общей численности на 1992 год. При этом количество учеников с русским языком обучения сократилось почти в 7 раз: с более чем 3 миллионов до 480 тысяч; по языковому признаку дискриминируются СМИ, русский язык почти полностью вытеснен из сфер науки, высшего образования, государственного управления, медицины…» Москва безмолвствовала. Какие-то сдвиги в сознании российского общества произошли только в 2005 году, когда оранжевая революция привела к власти в Киеве откровенно антирусские политические силы. Отныне с периодом балансирования Украины между Россией и Западом было покончено, и украинские правители откровенно обозначили, что поведут страну в НАТО.

Украина как независимое государство существует уже достаточно большой срок. Вступает во взрослую жизнь поколение, которое выросло при «незалежности» и не помнит другой жизни. Все эти годы политики различных взглядов громко говорят о «розбудове» державы, однако до сих пор никто не задался вопросом, а что, собственно говоря, мы строим. В стране нет ни национальной идеи, ни понимания того, что представляет собой Украина. Можно сказать, украинского национального проекта, который бы мобилизовал население на решение стоящих перед страной задач, не существует.

Читать далее

Донбасс в период Перестройки

Донбасс в период Перестройки

Среди множества партий и движений, возникших в конце 80-х - начале 90-х годов прошлого века, к сожалению, малоизученными остаются антинационалистические движения, возникшие в национальных республиках. Но они были – заявили о себе, как только стало ясно, что республиканские верхушки взяли курс на выход из союзного государства.

В то же время было бы ошибкой считать, что политика сепаратизма, опиравшаяся на идеологию местечковых национализмов, проводилась переродившимися частями партийно-государственных верхов исключительно собственными руками. Для того, чтобы придать заурядным национализмам вид демократических, общенародных движений, республиканские номенклатурщики дали сначала полную волю националистам диссидентского толка. К концу 80-х годов все они были уже на свободе. И снова лишиться её за распространение своих взглядов, даже если это был махровый нацизм, желанием не горели. Но власти дали им карт-бланш – те самые власти, которые их только что разоблачали и сажали. Но теперь на дворе была пора перестройки, гласности, демократии и прочих демагогических вещей.

Но для большей промывки мозгов одних диссидентов было мало. Слишком уж немногочисленными были эти «идейные» борцы с тёмным тоталитарным прошлым. Еще одна подмога республиканским «элитам», причём, более широкая и влиятельная, чем худосочные наследники самостийнических партий времён Гражданской войны и немецко-фашистской оккупации, нашлась быстро. Многие представители пишущей и преподающей интеллигенции союзных республик стали прямо-таки соревноваться между собой в ненависти к собственной стране. Свою роль здесь сыграло умение «мыслящей» публики держать нос по ветру,

Всякое действие рождает противодействие. Тем более – в стране, всего лишь менее полувека назад победившей нацизм. Что характерно: если националистические «фронты» гласно или негласно патронировались властями (всё ещё коммунистическими, прошу заметить!), то альтернатива им возникала стихийно – изнутри как бы несуществовавшего «гражданского общества».

С выбором названия у антинационалистических движений больших проблем не было. Если противник - национализм, то противостоять ему должны интернационалисты. Так возник Интернациональный Фронт трудящихся Латвийской ССР, Интернациональное движение в Эстонии. Правда, в Литве движение интернационалистов избрало для себя название «Venibe – Единство – Jednoscz». Но и это трёхъязычное литовско-русско-польское наименование также служило выражением основополагающего интернационального принципа. Предложение создать организацию под названием «Интернациональный Фронт Донбасса» прозвучало и в Донецке. Произошло это 31 августа 1989 года, когда в одной из аудиторий Донецкого (тогда Государственного, а не «национального» университета) собрались люди, обозначившие себя как «группа обеспокоенных граждан». В числе участников группы были Дмитрий Корнилов, преподаватель университета Евгений Царенко, младший брат Дмитрия Корнилова – Владимир. Сейчас последний руководит Украинским филиалом Института стран СНГ.

«Группа обеспокоенных граждан» уже тогда заметила, что под общий шум разговоров о демократизации общества везде, где можно, тихой сапой протаскивают украинизацию – причём, со специфическим, хорошо знакомым из истории душком. Особо пристальным вниманием украинизаторов уже тогда пользовалась гуманитарная сфера: литература, искусство, образование, наука. То есть всё то, что формирует мысли и взгляды самых широких кругов общества.

Собрание граждан, обеспокоенных ползучим наступлением украинского национализма, пришло к выводу о необходимости создания в Донбассе массового регионального движения, которое могло бы выступить не просто против маскировавшегося под демократию нацизма, но и за самостоятельный путь развития промышленного и интернационального по составу населения края.

Читать далее

Закат СССР

Закат СССР.

Начало 80-х годов историки называют апогеем застойных тенденций в экономике СССР. Однако рубеж десятилетий в памяти большинства жителей Донбасса сохранился как период относительного достатка и благополучия. Средняя зарплата в народном хозяйстве составляла 150—170 рублей, рабочие получали более 200 рублей, шахтерский труд был самым высокооплачиваемым. На отдельных шахтах месячный доход горнорабочего достигал 500—600 рублей. Цены на товары и услуги последние 15 лет практически не росли и вполне соответствовали зарплатам населения области: хлеб стоил 16—28 копеек за буханку, мясо — 1,95 руб. за кг, масло — 3,40 руб. за кг, одна поездка в трамвае, троллейбусе или городском автобусе обходилась жителям соответственно 3, 4 и 5 копеек. В магазинах всегда были основные товары промышленной группы, пусть местного производства и невысокого качества, зато по доступным ценам. Что касается продовольствия, то в продаже постоянно было сливочное масло, мясо и мясные полуфабрикаты, до десяти сортов вареных колбас. Кроме того, к услугам населения были магазины потребкооперации, где за цену в 1,5-2 раза большую можно было приобрести аналогичные продукты питания более высокого качества. Рыночные цены многочисленных колхозных рынков были сопоставимы с кооперативными и доступны большинству жителей области. Благодаря централизованному распределению регион, находившийся на первой категории снабжения, выгодно отличался от сопредельных областей Российской Федерации и Украины.

Однако в начале 80-тых ситуация на потребительском рынке начала изменяться. Опустели и до сих пор обильные мясные магазины потребкооперации. Соответственно резко возросли цены на мясо на колхозных рынках.

В изменившихся условиях наплыв челноков-покупателей из других областей рассматривался большинством жителей региона как непоправимый удар по внутреннему рынку. Решением областного комитета партии все промтоварные магазины по воскресеньям закрывались на выходной, а попавшие в дефицит мясопродукты решено было отпускать нормировано — не более 1 килограмма в руки. Такая же участь постигла и другой наиболее популярный в народе продукт — сливочное масло: сперва масло исчезло с прилавков, затем установили единые часы реализации (8.00 и 17.00) и регламентировали нормы отпуска — не более 200 граммов. Все это провоцировало дополнительный ажиотажный спрос.

В кризисном положении оказалась и черная металлургия Донбасса, где устарело около 60% оборудования, немедленной реконструкции требовали все доменные печи. Очень остро стоял вопрос внедрения энерго- и материалосберегающих технологий, сокращения вредных выбросов в атмосферу. Проблемы, нараставшие как снежный ком, не замедлили сказаться и на статистических показателях отрасли: Макеевский и Енакиевский металлургические комбинаты, начиная с 1980 года, не выполняли план по всему металлургическому циклу. В целом за XI пятилетку металлурги Донбасса не выполнили плановых заданий. Была допущена большая задолженность по производству чугуна, стали, проката, кокса, не был достигнут плановый рост производительности труда. Из всех отраслей промышленности в нашей области именно в металлургии потери от невыполнения плана по прибыли оказались наибольшими. Только Енакиевский металлургический и Авдеевский коксохимический заводы имели задолженность свыше 100 млн. рублей. Снижался выпуск продукции Северодонецкого химкомбината.

Причины сложной ситуации в металлургической промышленности необходимо искать в низкой производственной и технологической дисциплине.

Еще одной из причин этого кризиса можно считать просчеты в технической политике. Например, на Краматорском металлургическом заводе на ряд мероприятий по механизации было затрачено 34 тыс. рублей, годовой эффект от всех этих нововведений составил всего 10,3 тыс. рублей. С похожими проблемами столкнулись предприятия и других отраслей области.

Итак, командно-административные методы в руководстве тяжелой промышленностью области, игнорирование экономических рычагов, экстенсивные механизмы развития производства и недостаточное внимание к техническому перевооружению поставили важнейшие отрасли региона на грань кризиса. Необходимы были срочные и действенные меры по спасению тяжелой промышленности Донбасса, в первую очередь угольной и металлургической.

Преимущественно индустриальное развитие региона приводило к росту миграции сельского населения, причем наиболее дееспособной его части. Еще более усиливали этот процесс попытки переселения жителей из «неперспективных» сел на центральные усадьбы колхозов. Волна «неперспективности», прокатившаяся по всем областям республики, только за период 1972—1986 гг. уничтожила на Донетчине 103 села. В сельском хозяйстве области к 1985 г. было занято 5% от численности всего населения. Следствием этого явилось обострение продовольственной проблемы: область сильно зависела от поставок из других регионов.

Таким образом, экономические противоречия, копившиеся много лет, поставили промышленность и сельское хозяйство области в середине 80-х гг. на грань кризиса.

Несмотря на явные тревожные симптомы как в экономике, так и в социальной жизни края, плановые задания на новое пятилетие (1986—1990 годы) были составлены в традиционном русле — с цифрами значительного прироста производительности труда, объема производства, выпуска валовой продукции и других показателей. При этом в директивных документах отмечалось, что угольной отрасли предстоит преодолеть немалые сложности, так как ряд шахт из-за отработки запасов выйдет из строя и горняки перейдут на разработку главным образом глубинных пластов (с глубиной 1 км. и более). Однако даже эти объективные трудности не смутили составителей планов. К концу XII пятилетки в 1990 г. Донбасс должен был не только сохранить достигнутый уровень производства в угольной промышленности, но и превысить его. При этом плановые задания подчеркивали, что весь прирост добычи угля будет идти за счет повышения производительности труда более чем на 15%. Кризисные явления упорно старались не замечать и в других отраслях тяжелой промышленности: металлургии, машиностроении, металлообработке — планы предполагали увеличение выпуска продукции в них приблизительно на 32%.

Таким образом, пятилетние плановые задания области на 1986—1990 годы были составлены волюнтаристски, без учета ситуации как в отдельных отраслях, так и в регионе в целом. Тем самым они изначально были обречены на невыполнение.

Настоящим бичом промышленности, как и в прежние годы, явилось нерациональное использование капиталовложений; значительная часть их была вложена в незавершенное строительство и неэффективные производства.

Тревожным симптомом нарастающего кризиса в экономике Донецкой области явились результаты выполнения плана за 1986 г.: 34% предприятий не справилось с выполнением плана поставок продукции; 25% — не обеспечили планируемого снижения себестоимости и роста прибыли; около 20% предприятий допустили увеличение заработной платы при прежней или даже снижающейся производительности труда. Среди наиболее отстающих отраслей оказалось машиностроение, производство стройматериалов и угольная промышленность (не выполнили план половина шахт объединений «Артемуголь» и «Торезантрацит»). Резко упало качество выпускаемой продукции.

Читать далее

Расцвет угольной промышленности Донбасса

Расцвет угольной промышленности Донбасса

Донецкий бассейн в 60-70-е годы давал в 8,9 раза угля больше, чем остальные (Львовско-Волынский и Днепровский) угольные бассейны Украинской ССР и такое соотношение сохранялось практически на всем протяжении этого времени.

Перед угольной же промышленностью Донбасса в 60-70-тые годы двадцатого века стоял целый ряд задач: первой задачей являлось вхождение в новые экономические реалии, созданные «косыгинской» реформой.

Перевод угольный предприятий в УССР на новую систему планирования и экономического стимулирования проходил постепенно. Сначала на экспериментальную основу были поставлены отдельные угольные предприятия. В Украине эксперимент начали проводить с первого апреля 1966 года на шахте №6 комбината «Укрзападуголь» и на Центральной обогатительной фабрике треста «Луганскобогащение». И только после того, как экспериментальные предприятия дали положительный результат, на новую экономическую систему стали переводить и остальные угольные предприятия, в том числе и в Донбассе. В апреле 1969 г. – на новые формы хозяйствования перешел комбинат «Донецкуголь». А в июле 1969 г. – комбинаты: «Артемуголь», «Ворошиловградуголь», «Донбассантрацит» и трест «Павлоградуголь»

Традиционно начало «косыгинских» реформ относят к решениям сентябрьского (1965 г.) Пленума ЦК КПСС, которые в последствии были конкретизированы в совместном постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 4 октября 1965 года «О совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства».

Суть новой системы планирования и экономического стимулирования состояла в том, что признавалось необходимым расширить хозяйственную самостоятельность промышленных предприятий. В связи с этим сокращалось число показателей плана, утверждаемых предприятиям вышестоящими органами, ограничив их следующими показателями: общий объем реализуемой продукции в оптовых ценах, важнейшие виды продукции в натуральном выражении, общий фонд заработной платы, общую сумма прибыли и рентабельности, платежи в бюджет и ассигнования из бюджета, общий объем централизованных капитальных вложений.

Также устанавливалось, что предприятия самостоятельно решают вопросы производственно-хозяйственной деятельности, имея ввиду, при этом, обязательное выполнение заданий государственного плана, и в частности: планировать объем производства, детальную номенклатуру и ассортимент продукции на основе доводимых плановых заданий, планировать и осуществлять за счет нецентрализованных капитальных вложений мероприятия по совершенствованию производства, внедрению новых технологических процессов, методов и средств контроля; планировать производительность труда, численность работников и среднюю заработную плату, устанавливать наиболее рациональную структуру управления предприятием; использовать часть прибыли и другие средства, оставляемые в распоряжении предприятий на материальное поощрение работников, социально-культурные мероприятия и жилищное строительство, на развитие производства и совершенствование техники; определять наиболее рациональные формы материального поощрения, условия и размеры премирования на основе отраслевых типовых положений. Кроме этого, в соответствии с реформой, перестраивалась система ценообразования в угольной промышленности, которая заменила политику поддержания низких оптовых цен, политикой установления цен на уровне, обеспечивающем работу предприятий на началах хозрасчета. Так же был перестроен принцип организационной структуры управления промышленностью: произошел отказ от Советов народного хозяйства и были восстановлены отраслевые министерства, в том числе и министерство угольной промышленности, как СССР, так и УССР.

Другой задачей, стоявшей перед комбинатами Министерства угольной промышленности УССР в 60-70-тые годы 20-го века было улучшение состояния технического парка угледобывающих механизмов. Одним из путей такого улучшения тогдашнему руководству Минуглепрома казалось увеличение показателей рационализации в угольной отрасли. Под рационализацией подразумевалось то, что многие рабочие угольных предприятий, наблюдая за работой шахтной техники, будут выдвигать свои предложения по поводу того, что надо улучшить показатели работы шахтных механизмов. Однако, кроме показателей чисто экономического характера рационализация преследовала и чисто пропагандистскую цель. Рационализация должна была продемонстрировать массовую заинтересованность горняков в улучшении работы техники. Это приводило к тому, что каждый десятый работающий в МУП УССР в 60-70 тые годы 20-го века числился или изобретателем или рационализатором. Патентно-лицензионные службы были завалены «рационализаторскими» предложениями из которых настоящую ценность представляли только единицы. Например, в 1970 году из 44640 поступивших от изобретателей предложений было только 375 и, не смотря на то, что в 1970 году изобретено было меньше, чем в 1967, 1968 и 1969 гг., средств, ассигнованных из Госбюджета и затраченных на работу по рационализации было больше, чем в предыдущие годы.

Также необходимо отметить, что одним из направлений улучшения показателей производительности труда подразумевалось стимулирование движение передовиков-ударников. Тем более, что «косыгинская» экономическая реформа, с ее идеей финансового вознаграждения за ударную работу, способствовала еще более сильному развертыванию движения передовиков. С помощью этого движения, руководство Минуглепрома пыталось поднять энтузиазм горняков, повысить трудовые показатели и производственную дисциплину. Были передовики и в угольной отрасли Донбасса. Наиболее известен в то время в шахтерской среде Герой Социалистического труда, Полный кавалер знаков «Шахтерская слава», депутат Верховного Совета СССР, член Центрального Комитета Компартии Украины, член донецкого обкома партии, Лауреат Государственной премии, бригадир проходческой бригады шахты №5 бис «Трудовская» треста «Петровскуголь» Иван Иванович Стрельченко. Именно в период 8-й пятилетки бригада Стрельченко добилась того, что выдавала на поверхность свыше 1000 тонн угля в день. И поэтому, Стрельченко обратился с призывом ко всем комплексно-механизированным бригадам страны – добывать каждой «железной лавой» не менее 1000 тонн угля в сутки.

Почин поддержали горняки Кузбасса, Караганды, Воркуты, Подмосковья, угольных бассейнов других социалистических стран. Инициатива донецкого шахтера вылилась в мощное рабочее движение, ускорившее техническое перевооружение угольных предприятий и умножившее число новаторов.

Однако, кроме позитивных моментов, наличие передовиков имело и негативные стороны. Зачастую целые предприятия были сориентированы на работу какого-нибудь передового забоя, участка или бригады в ущерб работе целого предприятия. К тому же наличие ударников и победителей соцсоревнований приводило к тому, что руководство предприятий всячески старалось завысить результаты «своих» передовиков, что в определенной мере искажало данные об экономической ситуации в целом по стране, поскольку свои передовики и ударники имелись в разных отраслях социалистической экономики.

Читать далее

Донбасс после войны

Донбасс после войны

Еще шли ожесточенные бои на подступах к Донбассу, а подготовка к восстановлению его промышленности уже началась. Приступила к работе правительственная комиссия во главе с наркомом угольной промышленности СССР В. В. Вахрушевым. Наркомуголь утвердил состав специальной группы по возрождению шахт. Научные сотрудники Института горного дела АН СССР разработали план воссоздания разрушенных угольных предприятий. Вслед за наступающими частями Советской Армии шли бригады специалистов. В первую очередь необходимо было возродить угольную промышленность Донбасса. Практически этот процесс начался задолго до полного освобождения региона. Еще 22 февраля 1943 года, когда частично была освобождена Ворошиловградская область, Государственный комитет обороны принял постановление «О восстановлении угольных шахт Донбасса», которое определяло структуру и задачи Главного управления по восстановлению шахт. 26 октября 1943 года ГКО принимает новое постановление «О первоочередных мероприятиях по восстановлению угольной промышленности Донецкого бассейна», а 16 ноября 1943 года — «О неотложных мероприятиях по восстановлению системы водоснабжения Донбассводтреста и предприятий Наркомчермета в Донбассе». Помощь шла со всех сторон. Она выражалась в посылке оборудования и строительных материалов, продуктов и одежды, зерна для посева и скота, в организации шефства над предприятиями, городами, в непосредственном участии в восстановительных работах. По инициативе трудящихся Иркутской области образован фонд помощи освобожденным районам Украины. Бригады по восстановлению Донецкого бассейна формировались в 12 союзных и автономных республиках, 29 краях и областях. В них вошло четверть миллиона добровольцев, представлявших 23 национальности. Только из восточных районов на помощь угольщикам приехали 200 тысяч человек. Караганда, например, командировала квалифицированных проходчиков, крепильщиков, электрослесарей, 500 инженеров и техников, 900 выпускников ФЗО и ремесленных училищ.

Читать далее

Украинские националисты в Донбассе

 

Украинские националисты в Донбассе как пособники фашистских оккупантов.

(Глава основана на материалах, любезно предоставленных донецким историком Алексеем Мартыновым)

Нынешняя украинская власть любой ценой пытается переписать историю нашего государства, что бы в благовидном свете выставить адептов украинского национализма, идеологии, которую сейчас пытаются навязать как государственную. Поскольку за время своего недолгого существования украинский национализм до 1991-го года не был слишком массовым движением, то нынешней украинской власти приходится брать за образцы идейности и борьбы за независимость весьма сомнительные исторические факты, организации и личности. Каковыми, безусловно, являются члены Организации Украинских Националистов (ОУН).

При этом интенсивно ведутся попытки привязать деятельность данной организации к территории всей современной Украины, а не только ее западной части. Так в последнее время в региональных СМИ периодически стали появляться материалы, утверждающие про: «многочисленную разветвленную сеть оуновских организаций на Донбассе», «совместные советско-оуновские партизанские отряды на территории Сталинской области», «борьбу ОУН в Донбассе вплоть до 1958 года». Поэтому жизненно необходимо изучить деятельность ОУН на территории Донбасса, чтобы прекратить всевозможнейшие по-литические и исторические спекуляции на данную тему.

В существовании ОУН была заинтересована Германия, рассчитывающая использовать её борьбу за создание «самостоятельной» Украины в своих интересах. «Исходя из этого, Германия всемерно содействовала ОУН в ее практической деятельности, предоставляла убежище для националистов эмигрантов и финансировала ОУН. Издаваемая газета «Сурма», бюллетени и другая националистическая литература печатались в Германии. Часть националистической литературы нелегально издавалась во Львове, Кракове и других городах Западной Украины», - рассказывал арестованный ОУНовец Иван Кутковец.

Начальник 4 Управления НКВД СССР Судоплатов в сообщении от 5 декабря 1942 года свидетельствует: «Украинские националисты, ранее находившиеся в подполье, встречали немцев хлебом-солью в Днепропетровске, Перещепино, Кишеньке и др. и оказывали им всяческую помощь. Немецкие оккупанты широко использовали националистов для организации в оккупированных областях УССР так называемого нового порядка. Стремясь создать видимость участия самих украинцев в управлении государственным аппаратом, немцы поставили во главе административных и муниципальных органов, организованных на оккупированных территориях, патентованных предателей украинского народа».

Столь категорично об ОУНовцах отзывался не только советский контрразведчик Судоплатов. Ниже приводятся слова самих бывших украинских националистов. «И вот теперь, после отбытия наказания за враждебную украинскому народу деятельность, после долгих раздумий над своим прошлым и глубокого ознакомления с советской действительностью, с жизнью украинского народа, я, бывший кадровый украинский националист, пришел к окончательному и несомненному выводу. Деятельность ОУН – это преступление против украинского народа, а мое личное участие в ней – трагическая ошибка. Совесть моя отягощена всем учиненным украинскими националистами. С тех пор, как я разобрался в этом очень сложном для меня вопросе, я сказал себе, что, сколько есть моих сил, буду противодействовать украинскому национализму, изобличая его антинародное, преступное естество» [1]

Читать далее




"Блог Libraryart - территория творчества" Copyright © 2018
Все права защищены. Копирование материалов с указанием автора и активной ссылкой на сайт
Перепечатка материалов сайта без указания авторства строго воспрещается.