Vinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo Slider

Комментарии

Syndication

feed-image My Blog

Форма входа

Календарь

<< < Март 2024 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 30 31

 Незалежний інтернет-портал талановитих людей Донбасу

 

  Донбас. Багата наша земля талановитими людьми. Всі, хто живе тут, люблять скупу, непомітну красу цього краю. Донбаські степи, ліси, балки надихали, надихають і будуть ще підкорювати серця всіх, хто коли-небудь жив тут. Багато з читачів Костянтинівської центральної міської публічної бібліотеки прекрасно вишивають, випалюють по дереву, займаються малюванням, аплікацією, в'язанням. Ми завжди намагаємося допомогти своїм читачам знаходити інформацію на допомогу їх захопленню, а також пропонуємо організувати на сайті виставку-хобі, яка не залишить байдужими всіх, хто милується цією красою. Фантазія майстрів і їх вміння перетворюють роботи в шедеври, які надають особливе тепло і затишок.

   Тут Ви можете поспілкуватися з місцевими поетами і письменниками, познайомитися з їхньою творчістю. А ще дуже цікаво, коли Ви самі творите - пишете відгуки, малюєте, створюєте власні вироби. Запрошуємо до співпраці! Надсилайте нам фото своїх творчих робіт!

Образование монополий

 

В 1900—1903 гг. Россия пережила тяжелый промышленный кризис. Он нанес ощутимый удар промышленности Донбасса, особенно металлургической. Снизились цены на уголь и металл. Кризис ускорил образование монополий. В 1902 г. был образован синдикат «Продамет», а в 1904 г.— «Продуголь».

Особенно энергичными были действия «Продамета». За несколько лет он сумел сделать своими контрагентами не только металлургические заводы Юга, но и многие предприятия Центра, Северо-Запада и отчасти Урала. Накануне первой мировой войны «Продамет» реализовывал от 76 до 95% всей подукции металлургической промышленности России. В отличие от других монополий страны, концентрировавших производство или добычу одного товара, «Продамет» с момента возникновения синдицировал не только производство металла, но и добычу угля в Донбассе и железной руды в Криворожье. С 1910 г. его позиции были усилены за счет того, что ряд контрагентов синдиката стал патронироваться банковскими монополиями, в частности мощным Петербургским Международным и Азовско-Донским банками.

«Продуголь» объединил только часть предприятий Донбасса, добывавших коксующийся уголь, тем не менее на его долю приходилось 50—60% реализуемого на рынке угля. Если же учесть, что значительная часть проданного мелким покупателям угля принадлежала небольшим рудникам и так называемым крестьянским шахтам, в то время как «Продуголь» поставлял топливо металлургическим заводам, министерству путей сообщения (для казенных железных дорог) и другим оптовым покупателям, то решающая роль синдиката в обеспечении углем ведущих отраслей промышленности и транспорта станет очевидной.

Подробнее: Образование монополий

В начале двадцатого века

 

Среди металлообрабатывающих предприятий Донбасса хорошо оборудованными были Горловский завод горнорудного оборудования, Дебальцевский механический, Таганрогский и Харцызский котельные, Таганрогский судоремонтный, построенный еще при Петре I. Все они, кроме судоремонтного, возникли в 90-е гг. XIX в. Функционировало также около 20 небольших чугунолитейных и изготавливавших сельскохозяйственные орудия предприятий. В Донбассе работали многочисленные, в основном небольшие, плохо механизированные кирпичные, цементные, черепичные заводы, среди которых выделялись заводы по производству строительных материалов и два больших цементных в. Амвросиевке.

Первенцем химической промышленности в Донбассе и крупнейшим предприятием этой отрасли был хорошо оборудованный содовый завод, построенный в 90-е гг. обществом «Любимов, Сольве и К°» в с. Третья Рота близ Лисичанска.

Подробнее: В начале двадцатого века

Железнодорожный транспорт

 

С угледобычей и металлургией Донбасса тесно связан железнодорожный транспорт. Через бассейн проходило несколько железных дорог, из которых наиболее важную роль играла казенная Екатерининская железная дорога.

Донбасс постоянно нуждался в расширении железнодорожной сети, в усилении подвижного состава и тяги. Транспорт был узким местом в экономике района. Недостаточное его развитие отрицательно влияло на работу заводов и шахт, что особенно остро сказалось в годы первой мировой войны.

Но даже в таком состоянии Донбасс был районом наибольшего развития в России железнодорожного транспорта. Это относится как к длине путей на квадратную версту площади, так и к интенсивности использования дорог и подвижного состава. На Екатерининской дороге в 1910 г. на каждые 100 верст эксплуатационной длины магистрали приходилось по 46 паровозов (на Московско-Курской — 43, Николаевской— 36), она же имела больше всего мощных паровозов. Только Московско-Курской дороге уступала Екатерининская по количеству товарных вагонов на версту длины дороги. Пробег товарных вагонов, т. е. интенсивность перевозок на Московско-Курской и Николаевской дорогах, был вдвое меньше, чем на Екатерининской, причем ежегодно этот разрыв увеличивался. Только Юго-Восточная, Южная и Юго-Западная дороги по интенсивности перевозок грузов были равны или приближались к Екатерининской.

Подробнее: Железнодорожный транспорт

В начале века в Донбассе

С 1900 по 1916 г. добыча угля в Донбассе почти утроилась. Этот рост обеспечивался усилением технического оснащения шахт, увеличением числа рабочих, чрезмерной интенсификацией их труда.

В начале века в Донбассе начала развиваться коксохимическая промышленность. Хотя до 1914 г. выжиг кокса на крупных рудниках и металлургических заводах из года в год рос, побочные продукты этого процесса — ценнейшее химическое сырье — почти не использовались. Только на некоторых рудниках в процессе коксования получали сернокислый аммоний, нашатырный спирт, каменноугольную смолу и пек. В годы первой мировой войны сильно возросла потребность в исходном сырье для взрывчатых веществ. Однако горнопромышленники, опасаясь нового дела, не торопились вкладывать средства в развитие химической промышленности. Лишь после того как в 1915 г. при Кадиевских коксовых печах был построен казенный бензольный завод, чья продукция пользовалась исключительным спросом, промышленники начали быстрыми темпами развивать коксохимию.

Большой рост угледобычи, коксования и брикетирования угля, возрастание объема механизированной сортировки и перевозки привели к необходимости существенного усиления ремонтной базы шахт. В 1901 г. на шахтах насчитывалось всего 20 чугунолитейных и механических мастерских, а в 1913 г. их стало 132. Многие из этих мастерских немногим отличались от металлообрабатывающих заводов средней мощности.

Подробнее: В начале века в Донбассе

Высокий уровень концентрации производства

Высокий уровень концентрации производства

Для Донбасса был характерен исключительно высокий уровень концентрации производства. Крупные и крупнейшие предприятия всех основных отраслей донецкой промышленности производили основную часть ее продукции и сосредоточивали большинство пролетариата. Все эти заводы и рудники технически были оснащены лучше остальных.

В 1900 г. на долю 31 крупнейшей угольной копи с производительностью свыше 5 млн. пудов угля в год, составлявшей лишь 7-ю часть (10,9%) от общего числа разработок в Донбассе, приходилось 77,7% добычи угля в бассейне, 67,4% шахтеров и 82,1% мощностей механических двигателей. Еще более высокой была концентрация производства в металлургической промышленности. Металлургические заводы возникли и развивались как крупные, технически оснащенные капиталистические предприятия, в основном комбинированного типа — с доменными, мартеновскими и прокатными цехами, со своими каменноугольными и железорудными разработками. На металлургических заводах Юга были самые большие в России доменные печи, работавшие с применением горячего доменного дутья. Новая техника и технология — бессемеровские и томасовские конверторы, мартеновские печи — нашли с самого начала свое применение и в сталелитейном производстве. Что же касается предприятий остальных отраслей промышленности Донбасса, то и здесь на долю восьми крупнейших заводов приходилось 2/3 общего производства.

Засилье иноземных капиталистов в промышленности Донбасса особенно усилилось в 90-е гг., когда в их руках оказалось не менее половины всей добычи каменного угля, а из 12 металлургических заводов лишь Сулинский работал полностью на русских капиталах. Судьбы южной горной и горнозаводской промышленности в значительной степени решались в Париже, Лондоне, Брюсселе, Берлине. Собираясь на съездах горнопромышленников юга России в Харькове, участвуя в первых монополистических объединениях и соглашениях 80—90-х гг., донецкие угольные и горнозаводские магнаты ради получения громадных барышей не останавливались ни перед чем, даже перед сокращением промышленного производства, неоднократно вызывая «угольные кризисы».

Для того времени даже в наиболее технически развитой южной металлургии тяжелый физический труд занимал большое место. В доменном производстве работало много каталей, подвозивших к печам на небольших тачках сырье, все формовочные и погрузочные работы выполнялись вручную. Такое же положение наблюдалось и в сталепрокатном производстве. В Донбассе до революции не было ни одной полностью механизированной доменной печи, ни одной разливочной машины. Отдельные попытки дальнейшей механизации и совершенствования металлургического производства предпринимались в те годы исключительно русской технической интеллигенцией, такими выдающимися инженерами, как М. А. Павлов, В. Е. Грум-Гржимайло, М. К. Курако и другими, которым приходилось постоянно выдерживать нелегкую борьбу с иностранным засильем в горнозаводской промышленности юга России. Эти попытки, однако, не меняли общей неприглядной картины.

Подробнее: Высокий уровень концентрации производства

Рубеж XIX—XX вв.

Рубеж XIX—XX вв.

Начиная с 80-х годов Донбасс вступил в полосу всех отраслей промышленного производства, превратившись на рубеже XIX—XX вв. в крупнейший индустриальный район России. Этому способствовали начавшаяся промышленная эксплуатация богатейшего и высококачественного железорудного месторождения в районе Кривого Рога, все более нараставший приток иностранных капиталов в ведущие отрасли горной и горнозаводской промышленности Донбасса и Юга в целом и, наконец, усиление протекционистской политики царского правительства, щедро раздававшего южным горнопромышленникам разного рода субсидии, премии, выгодные заказы, ограждавшие их от иностранной конкуренции системой запретительных таможенных тарифов на ввозимые из-за границы продукцию и сырье.

В период промышленного подъема 90-х гг. цены на угольные участки в Донбассе за короткое время поднялись до 500 руб. за десятину. Основывались новые акционерные компании, в большинстве своем иностранные, которые подавляли и поглощали более мелких предпринимателей, не выдерживавших конкуренции. Так, каменноугольные разработки Прохорова и Древицкого перешли в начале 1895 г. за 8 млн. франков к специально организованному для их эксплуатации бельгийскому акционерному Обществу Прохоровских каменноугольных копей. Такая же судьба постигла угольные копи, принадлежавшие Рыковскому. На их базе в июле 1898 г. было организовано французское Общество Рыковских каменноугольных копей.

Значительно расширилась угледобыча и на ряде старых, основанных еще в 70-х гг. рудников. Только за последнее пятилетие XIX в. Донбасс увеличил добычу угля в 2,3 раза, выдав в 1900 г. на-гора 672 млн. пудов, что составляло свыше двух третей (68,7%) общероссийской (с Польшей) угледобычи. Общий же уровень добычи угля за 40 пореформенных лет увеличился в 112 раз. Донбасс, таким образом, превратился в основной топливный район страны, в ее кочегарку.

Высокие темпы характеризовали и развитие металлургии в Донецком бассейне. Всего за семилетие (1894-1900) здесь были построены, в основном на иностранные капиталы, металлургические заводы: Дружковский, Петровский в Енакиево, Донецко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО) в Алчевске, Ольховский недалеко от Луганска, Краматорский, Кадиевский Алмазного каменноугольного общества, Макеевский Никополь-Мариупольского горного и металлургического общества, Мариупольский бельгийского общества «Русский Провиданс», Таганрогский. Значительно расширили производство и первенцы южной металлургии — Юзовский и Сулинский заводы. Всего же к началу XX века на Юге действовало 17 крупных металлургических (доменных) заводов, из которых 12 находились в Донбассе.

Подробнее: Рубеж XIX—XX вв.

Иные отрасли экономики

Иные отрасли экономики

В первые пореформенные десятилетия в Донбассе по-прежнему преобладали мелкие разработки местных помещиков, казачьей старшины и зажиточных крестьян с сезонным производством, базировавшиеся на ручном труде и обслуживавшие чрезвычайно узкий местный рынок. Основным центром угледобычи в эти годы оставался Грушевский антрацитовый район. Неудачей окончились очередные, оказавшиеся на сей раз последними, попытки царского правительства организовать крупное металлургическое производство на Юге: построенный в конце 60-х гг. казенный Лисичанский завод после безрезультатных плавок был закрыт. Случайными заказами перебивался и Луганский завод.

Но уже в конце 60-х гг. намечается перелом. Большую роль в развитии донецкой промышленности сыграло железнодорожное строительство. Донбасс и весь горнопромышленный Юг покрывается сетью железных дорог, связавших новые индустриальные районы со всей страной. Особое значение для подъема горной и горнозаводской промышленности имело сооружение в 1880—1884 гг. Екатерининской железной дороги, связавшей Донбасс с Криворожьем.

Почти одновременно с Юзовским заводом ростовским промышленником Д. А. Пастуховым также при поддержке правительства был выстроен в Области Войска Донского Сулинский металлургический завод. Однако до 1887 г. он действовал с перебоями из-за отсутствия необходимого опыта работы на антраците. Оба завода работали первое время на местной руде с невысоким процентом содержания железа (криворожская руда еще не разрабатывалась), используя новую технику и технологию: паровые двигатели, горячее доменное дутье и плавку на коксе.

Подробнее: Иные отрасли экономики

Техногенный механизм, созданный Юзом

Техногенный механизм, созданный Юзом

«...цеховая стоимость чугуна на заводе г-на Юза не должна превосходить примерно 40 до 50 коп. за 1 пуд, смотря по сорту его.

Продажная цена 1 пуда литейного чугуна на месте, на станции Юзово, 65 до 70 коп. с[еребром], и отборный чугун стоит до 80 коп. с[еребром].

В прошлом году литейного чугуна выплавлено 1 миллион пудов, из которых 500 000 пудов отправлено в Москву. В Москве Юзовский литейный чугун стоит 92 коп., тогда как иностранный, соответствующего качества - 1 ууб. 10 коп. Во многих местах (в литейных) нам приходилось слышать весьма лестные отзывы о качествах Юзовского литейного чугуна». (И.А. Тиме «Горный журнал», 1889 г.)

В техногенный механизм, созданный Юзом, помимо завода входили также угольные шахты и рудники, и ещё железорудные карьеры в Кривом Роге.

На 1900 год разработкой железорудного месторождения, принадлежащего Новороссийскому Обществу, заведовал горный инженер Зимовский. На руднике трудилось 750 рабочих. Квартиры и казармы предоставлялись рабочим бесплатно. Существовала одноклассная школа для обучения 50 детей, где также обучали детей переплетному делу, садоводству и пению. Для обслуживания рабочих существовала больница на 10 кроватей, в дополнение к больнице имелся летний барак без пола и потолка.

Умер, как его на русский манер называли, Иван Иванович Юз, в 1889 году (17 июня) в петербургской гостинице «Англетер». В завещании, составленном Санкт-Петербургского порта Биржевым нотариусом Конрадом Гетцем, старый Юз завещал старшему сыну Джону бриллиантовое кольцо, подаренное Государем-Императором, серебряный чайный и кофейный сервизы, с тем, чтобы эти предметы передавались самому старшему в роду мужчине. Джону и Артуру также досталось по 40 обыкновенных акций Новороссийского Общества в знак признательности за их помощь в руководстве Обществом. Остальное имущество распределили следующим образом: 16 частей отдали дочери Саре Анне, в замужестве Лемон. Осташиеся 84 части наследства распределились в равных долях между четырьмя сыновьями.

Подробнее: Техногенный механизм, созданный Юзом

Заказ на строительство мостов

Заказ на строительство мостов

Новороссийское Общество получило заказ на строительство мостов через Днепр возле Черкасс и через Южный Буг. Заказчиком выступило Общество Московско-Киевско-Воронежской железной дороги, а Владикавказская железная дорога заказала мосты для линии Армавир-Туапсе.

Все работы по изготовлению металлических элементов мостов проводили на заводе. Сборка велась непосредственно на месте строительства. Так как сварочные работы в то время не были распространены, все крепления производили с помощью заклепок. В специально оборудованном месте стальные заклепки нагревали. По мере продвижения монтажных работ по длине пролетов моста, расстояние от места нагрева заклепок до места их монтажа увеличивалось. Чтобы не бегать по строительным конструкциям с раскаленным металлом, нагревальщик щипцами бросал заклепку к месту монтажа. Помощник заклепщика, вооруженный специальным приспособлением - кастрюлей на длинной палке, ловил заклепки и передавал непосредственно на место монтажа еще горячими.

Подробнее: Заказ на строительство мостов

Подготовительные работы

Подготовительные работы

Из Англии в порт Таганрог были доставлены необходимые материалы, инструменты и оснастка, откуда на волах все это перевезли к месту предполагаемого строительства вблизи ст. Еленовка. Пока шли подготовительные работы, было принято решение подыскать другой, более удобный, участок для строительства. Пригодные земли нашлись на землях князя П.И. Ливена, которые в начале 1850-х годов были приобретены у потомков Евдокима Степановича Шидловского. Место для строительства было показано знатоком верховий Кальмиуса Яковом Ивановичем Древицким - широкая с плоским дном котловина.

Выбор на этот район изначально пал не случайно. Еще в 1837 году для исследования Донецкого бассейна заводчиком А.Н. Демидовым была организована экспедиция во главе с профессором французской академии Ле-Пле. Итогом этой экспедиции стал обширнейший труд "Исследование каменно-угольного Донецкого бассейна". В книге отмечалось, что уголь, "с древнего времени разрабатываемый в этой местности [район селения Александровка], имеет самую наибольшую толщину во всем Донецком кряже, именно 7 футов ... достаточно превосходный кузнечный уголь". Кроме того, в этом же районе экспедиция Ле-Пле обнаружила и железную руду, которая "залегает "почками" и слоями в сланцах, покрывающих каменный уголь". А в 30-верстах, возле селения Каракуба (Старобешевский район Донецкой области), были обнаружены запасы железной руды, не содержавшие "никаких следов фосфора". Следует заметить, что для металлургии фосфор и сера очень нежелательные элементы, нарушающие прочностные характеристики стали. Сочинение Ле-Пле являлось настольной книгой Д. Юза, откуда он черпал все основные сведения и руководствовался в выборе решений.

Однако Юз рисковал. Первая попытка запуска доменной печи закончилась неудачей. Чугун в 1871 году не суждено было получить.

Подробнее: Подготовительные работы

Джон Юз

Джон Юз

Царское правительство упорно искало капиталистов, чтобы они около незащищенных южных границ империи заложили чугуноделательные и рельсовые заводы. По-разному складывались судьбы предпринимателей и управляющих русских компаний. Одни, не зная техники, другие, не рассчитав средств, приостанавливали дорогое строительство; иные переметывались на рыбные и лесные промыслы, где вложенные капиталы давали более скорые и более высокие барыши.

За всю многовековую историю Великобритании едва ли найдется другой человек, более известный где бы то ни было, чем на родине. Речь идет о валлийце Джоне Джеймсе Юзе - первом руководителе Новороссийского Общества, раскинувшего свои действия в неблагоустроенном уголке Екатеринославской губернии, а через несколько десятилетий превратившемся в цветущий город-сад. Хотя в этом была заслуга совсем других людей.

Директор Мильвольского завода в Лондоне приехал в Россию в связи с заказом русского правительства его заводу брони для реконструкции форта «Константин» в Кронштадте.

Англия экспортировала через порты Черного моря миллионы пудов металлических изделий. Юз увидел прямую выгоду от организации завода в границах Донецкого каменноугольного бассейна. Тем более, что начальная организационная брешь была пробита. Правительство выдало две концессии на строительство железоделательных заводов - князю Сергею Викторовичу Кочубею и Самуилу Соломоновичу Полякову. Концессия князю С. Кочубею, выданная в 1866 году, к 1868 году не была реализована.

Подробнее: Джон Юз

Условия работы и жизни

Условия работы и жизни

Большинство вольнонаемных рабочих составляли русские крестьяне-оброчники из Центральной России. На шахтах же работа велась в две смены по 12 час. За изнурительный, полный опасностей труд под постоянным надзором воинской команды казенные работники получали от 60 коп. до 1 руб. в месяц. Кроме того, на себя и на членов семьи заводские работники получали пайки натурой (в основном мукой). Все это не могло, однако, дать им необходимых средств к существованию. С ростом цен их положение становилось невыносимым. В 1834 г. работники обратились к властям с просьбой о прибавке «провианта по 1 пуду», но комитет министров отклонил ее.

Работники и члены их семей вынуждены были вести подсобное хозяйство на полученных от завода наделах (по 2 десятины). Жены работников занимались рукоделием, сбывая свою продукцию торговцам, а в летнее время уходили на полевые работы в соседние села.

Заработная плата на рудниках была низкой — от 60 коп. до 1 руб. в месяц, выплачивалась с различными удержаниями, нерегулярно. Начальство не заботилось о безопасности труда горняков, на каждом шагу их подстерегали пожары, обвалы, приводившие к человеческим жертвам. Жизнь работников регламентировалась горным уставом, мало отличавшимся от воинского. Обычными были наказания розгами и шпицрутенами. Срок службы казенных работников составлял 40 лет.

Работники и их семьи ютились в перенаселенных жилищах. Казной были построены казармы из шести комнат, в каждой из которых помещались по две-четыре семьи. Но даже и таких строений не хватало, для многих пристанищем служили землянки. Заводской доктор И. М. Даль (отец известного писателя, языковеда и этнографа), посетив лисичанский поселок в 1800 году, докладывал: «мастеровые, живущие там в землянках, по многолюдству весьма стеснены, и по причине сырости, особенно же в дождливую погоду, лихорадками и горячками больны бывают» .

Положение вольнонаемных почти не отличалось от положения казенных работников: тот же изнурительный труд, многочисленные несчастные случаи, грязные и сырые землянки, удручающий быт. Из-за нехватки в летнее время на Юге рабочих рук они получали больше, чем казенные работники,— до 2 рублей в день, но осенью и зимой заработная плата резко падала.

Таким образом, на начальном этапе (с середины XVII — до конца XVIII в.) основную часть рабочей силы в Донбассе составляли феодально зависимые мастеровые и приписанные к соляным промыслам крестьяне-работные люди. С конца XVIII века возрастает доля вольнонаемного труда. Накануне крестьянской реформы из 5-6 тысяч человек, занятых в промышленности, половина работала по вольному найму. Это прежде всего сезонные крестьяне-отходники из Центральной России и с Левобережной Украины.

Подробнее: Условия работы и жизни

Кадры металлистов и шахтеров

Кадры металлистов и шахтеров

С основанием Луганского завода и Лисичанского рудника стали формироваться кадры металлистов и шахтеров. В 1797 г. на заводе числилось 575 мастеровых, присланных из Петрозаводска, Липецка и Херсона. Большую их часть составляли русские квалифицированные рабочие. Вспомогательные работы возлагались на приписных крестьян (в основном из окрестных сел), которых насчитывалось 2080, из них работоспособных только 1272 человека. На строительстве использовался труд 194 вольнонаемных рабочих (главным образом плотников и каменщиков из Ярославской губернии) и 10 арестантов. После перевода части мастеровых на другой завод, а заключенных на золотые прииски Урала и Сибири, на Луганский завод и Лисичанский рудник для пополнения рабочей силы в 1804 г. были направлены 500 рекрутов, непригодных к строевой службе. В 1806 г. в производственном штате завода и рудника состояло 1111 мастеровых. При этом с 1797 по 1806 г. число рабочих на Лисичанской шахте увеличилось с 52 до 354 человек.

С начала XIX в. угольные разработки Луганского завода стали местом ссылки помещичьих крестьян. Здесь их содержали в остроге полгода, год и более продолжительный срок, под охраной направляя на каторжные работы в шахты.

Приписные крестьяне, основную часть которых составляли русские переселенцы, обязаны были подвозить к заводу 120 пудов угля в год на каждую ревизскую душу. С учетом того что ревизскими душами являлись также малолетние и старики, а расстояние от места жительства до Лисичанска и от шахт до завода было значительным, выполнение обязательных работ требовало нескольких месяцев и даже полугода. Приписные получали немногим более 1 копейки с пуда, вольным же возчикам платили по 6 копеек.

Тяжелое положение крестьян вызывало высокую смертность. К 1814 году число трудоспособных приписных сократилось почти втрое и составило всего 445 человек. Лишь в 1821 году вконец разорившихся приписных крестьян освободили от подвоза угля. Эту повинность вменили в обязанность так называемым непременным работникам (960 человек), которые набирались из крестьян в селах Каменный Брод (вблизи завода) и Верхнее (около рудника). Они наделялись землей и разводили волов, на которых возили уголь. Таким образом, сохраняя связь с сельским хозяйством, крестьяне постепенно превращались в производственных рабочих. Указом от 28 апреля 1828 г. категория непременных работников была упразднена. К тому времени, как отмечал министр финансов, они «приобрели надежный навык к горным и заводским работам» и были переведены в мастеровые, а отведенные земли перешли к казне.

Подробнее: Кадры металлистов и шахтеров

Начало промышленного Донбасса

Начало промышленного Донбасса

Возникновение горной и горнозаводской промышленности на юге России находилось в тесной связи с общим промышленным развитием страны. Здесь постепенно накапливался опыт добычи и использования угля для солеварения и кузнечных работ. Местные жители добывали уголь для отопления жилищ и хозяйственных надобностей. Со средины 80-х гг. XVIII века в небольших масштабах велась разработка каменноугольных месторождений для нужд флота и внутреннего рынка.

Выход России к побережью Черного и Азовского морей потребовал налаживания производства орудий и боеприпасов для флота и южных крепостей из металла, выплавляемого из местных руд на донецком каменном угле. Доставка железа с Урала на дальние расстояния при примитивных транспортных средствах была дорогостоящей и длительной. Поэтому по поручению царского правительства английский инженер Ч. Гаскойн в 1794 г. подготовил проект завода, который решено было построить на р. Лугани в 15 верстах от ее впадения в Донец. Предполагалось использовать силу воды для приведения в действие механизмов завода, сплавлять к нему по Донцу каменный уголь из Лисичанска и доставлять железную руду из окрестных сел — Городища и Петропавловки. 14 ноября 1795 г. был издан указ «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при реке Лугани и об учреждении ломки найденного в той стране каменного угля».

В 1796 г. началось строительство завода, вокруг которого возникло поселение «Луганский завод». Так было положено начало металлургии Юга и основан первый рабочий поселок металлургов, нынешний Луганск.

Для обеспечения завода углем в 1795 г. на территории современного Лисичанска был заложен первый в Донбассе каменноугольный рудник. Уже в 1796 г. здесь стали добывать уголь. Сплавлять его по Донцу и Лугани не удалось, так как расчистка русла рек не была закончена, и топливо доставлялось на волах. Уголь шел на удовлетворение нужд флота, отопление казарм, кузниц и различных хозяйственных целей, а также поступал на рынок. Кроме Лисичанского появились новые рудники, началась систематическая промышленная добыча угля. За первое десятилетие (1796—1806) она составила 2,4 млн. пудов угля, из них 90% приходилось на долю Лисичанского рудника.

В 1799 г. на Лисичанском руднике из каменного угля выжгли кокс для Луганского завода, положив начало производству кокса в стране. 4 октября 1800 г. на заводе задули доменную печь и из местной руды на донецком угле получили чугун. Это была первая в России выплавка чугуна на минеральном топливе. Супер-интендант Луганского завода в своем донесении сообщал: «отлитые из Городищенской руды ядро, бомба и граната, которые суть первые посредством кокса в сей империи отлитые» .

Подробнее: Начало промышленного Донбасса

Крупные разработки каменного угля

Крупные разработки каменного угля

А в декабре 1724 года один из англичан, Грегори Никсон, отправился в Бахмутский уезд, осмотрел месторождения каменного угля и донёс Берг-коллегии, что «оное уголье не такой доброты как те, которые мне в Москве показаны». Но при этом, противореча самому себе, Никсон рекомендовал Бергколлегии открыть здесь угольный завод. Этот совет оказался запоздалым. В районе Бахмута уже велись крупные разработки каменного угля.

В 1723 году управитель городка Бахмута Никита Вепрейский и капитан Семён Чирков донесли, что в 25 вёрстах от Бахмута разрабатываются месторождения каменного угля: «Оное уголье окопывано в горе по мере и длину 15 сажен в вышину 10 сажен и оное земляное уголье употребляеца ныне на Бахмутские соляные заводы, в казеные кузницы на латание солеваренных сковород и на прочие поделки».

Уже тогда на шахтах вблизи Бахмута работало 200 человек, а Вепрейский и Чирков просили прислать из центральной России ещё несколько сот человек для дальнейшей разработки каменного угля.

Подробнее: Крупные разработки каменного угля

Григорий Капустин

Григорий Капустин

Григорий Григорьевич Капустин родился в селе Даниловском, вблизи Кинешмы (современная Ивановская область России). Односельчане выбрали Григория Григорьевича своим подьячим. В течение 17 лет он нёс обязанности выборного подьячего, но в то же время занимался розыском руд и минералов вблизи родного села. Узнав, что в Санкт-Петербурге существует команда горноразведчиков, руководимая Василием Лодыгиным, Капустин обратился к руководителю команды с просьбой зачислить его в состав команды.

По распоряжению сената Василий Лодыгин получает разрешение вызвать Капустина из села Даниловского. С того времени Григорий Григорьевич ведёт разведочные работы в различных губерниях и городах Севера России. Донесения Капустина, сохранившиеся в архивах Бергколлегии, показывают, что Григорий Григорьевич был не только хорошим рудознатцем, но и образованным человеком. Он составляет своего рода экономическую записку о производительности домниц в Устюжне-Железопольской, он настаивает на расширении разведок в районе Бежецка—Ярославля. Где бы ни работал Капустин, он получает лучшие аттестации и хвалебные отзывы.

После четырёхлетней работы на севере Григорий Григорьевич Капустин получил важное задание направиться в Воронежскую губернию, из различных районов которой поступали сообщения о находке железных и других руд. Воронежская губерния занимала в то время огромную территорию и охватывала многие районы, в том числе и часть нынешнего Донбасса.

Осенью 1721 года Капустин выезжает в районы, расположенные по течению Дона и Северского Донца. Вот что нам известно о первой геологической экспедиции в Донбассе. В конце 1721 года, Григорий Капустин находит вдоль течения реки Кундручьей (приток Дона) месторождение каменного угля. В начале 1722 года, возвратясь в Москву, он докладывает Лодыгину о своей поездке и результатах геологических разведок. После того, как Лодыгин донес Берг-коллегии о находке, Пётр I издал указ: «На Дон, в Казачьи городки и в Оленьи горы, да в Воронежскую губернию, под село Белогорье, для копания каменного угля и руд, которые объявил подьячий Капустин, из Берг-коллегии послать нарочного, и в тех местах, того каменного уголья и руд в глубину копать сажени на три и больше и, накопав пуд по пяти, привезть в Берг-коллегию и опробовать. И в оном компании руд и уголья, о воспоможении к губернатору Измайлову послать указ».

Этот указ Петра знаменателен тем, что с него начинается история разведок недр страны, организованных государством, а не частными лицами, как это было прежде.

Вторично Капустин был послан на Дон в Казачьи городки, то есть в район нынешнего города Шахты Ростовской области, а также в район, где сейчас расположен Лисичанск Луганской области. Он получил точные указания, что, производя разведки, должен копать шурфы глубиною в 9 сажен и больше и отбирать образцы, испытания которых должна производить в Москве Бергколлегия. В новое путешествие Капустин выехал 27 декабря 1722 года. Он должен был привезти в Москву по пять пудов угля из каждого отрытого шурфа. В то время, когда Капустин уже находился на Дону, он получил дополнительное распоряжение разведать «земляное уголье» близ городка Бахмут, о залежах которого сообщили в Бергколлегию казаки Изюмского полка, расквартированные в Бахмуте и вблизи него.

Подробнее: Григорий Капустин

Разведка угля

Разведка угля

По течению реки Бахмут казаки обнаруживали залежи угля, его выходы на поверхность. «Мы не ошибемся, — писал в прошлом столетии академик Гельмерсен, если предположим, что каменный уголь был известен в этих местах на Донецком кряже задолго до времен Петра Первого, потому что в безлесных краях он выходит наружу в бесчисленно многих местах, кроме того дождевые и снеговые воды ежегодно открывают в оврагах (балках) новые пласты каменного угля, закрытые напоенною почвой».

Геологи-самоучки находили выходы угольных пластов на дневную поверхность. По разрезам почвы в оврагах и балках определяли местоположение руд. Казаки тоже организовывали поиски олова и свинца, необходимых им для боеприпасов, и в районе Нагольного кряжа добывали свинцовые руды.

Инженер Ильин в конце XVIII века наблюдал, как казаки собирали по берегам степных рек свинцовые руды, а затем выплавляли из них металл в ковшах, применяя в качестве флюса животное сало.

С каждым десятилетием росла добыча полезных ископаемых. В течение XVII века рудознатцы Донецких городков разведали значительное количество соляных источников в районе городов Тора и Бахмута, месторождений железной руды вдоль течения Северского Донца и Дона, залежей свинцовых руд по Нагольному кряжу, а также глин и выходов пластов каменного угля на дневную поверхность.

После того, как при Петре I Россия завоевала прочное положение в Прибалтике и на Азовском море, будущий первый российский император занялся вопросом поиска месторождений каменного угля на юге страны, тем более, что вопрос о замене древесного угля, применявшегося для металлургических целей, становился особенно важным в связи с беспощадным истреблением лесов в районах уральских и подмосковных заводов. Некоторые заводы были уже тогда остановлены из-за того, что вокруг них были вырублены леса, пошедшие на выжигание угля.

После «жестокой школы» северной войны 1700-1721 годов, которая по выражению Петра Первого «леность отогнала и ко трудолюбию и искусству день и ночь принудила», царь еще энергичнее принимается за организацию рудного и металлургического производства, чтобы обойтись без свейского» железа. На 1701 год была намечена программа производства 300 орудий.

Понимая, что без организованных приисков руд нельзя развивать металлургию, Петр Первый положил конец «охочеству» в области розысков полезных ископаемых. В 1700 году Петр Первый основывает приказ рудокопных дел, во главе которого были поставлены Алексей Тимофеевич Лихачев и дьяк Козьма Борин, Козьма Борин хорошо знал горное дело. Уже в 1693 году он построил у реки Белый Колодезь, вблизи Воронежа, железоплавильный завод.

Подробнее: Разведка угля

Греческое переселение

Греческое переселение

Заселение Приазовья было одним из звеньев в мероприятиях русского правительства по освоению южных степных пространств. С приходом к власти Екатерины Второй наступило новое обострение отношений между Россией и Турцией, завершившееся русско-турецкой войной 1768-1774 гг. и Кучук-Кайнарджийским мирным договором, по которому Крымское ханство стало независимым от Турции. В это время очень резко обострились отношения между христианским и мусульманским населением Крыма. Поэтому родилась идея переселить православных из Крыма в Донбасс. Тем самым их спасали от резни, и заселяли пустынные пространства Приазовья.

Переселение греков и армян возводится в ранг государственной политики, за осуществлением которой осуществлением внимательно следила сама императрица Екатерина Великая. В своем указе графу Румянцеву-Задунайскому она писала: «...предохраняя жительствующих в сим полуострове христиан от угнетения и свирепства, которых они по вере своей и преданности к ним от мятежников и самих турок неминуемо претерпеть могут, надлежит и им дать под защитою войск наших безопасное убежище», тем самым продемонстрировав миру гуманную миссию России и выставив себя в роли заступницы угнетенных народов.

Принимая составленные Суворовым и греческим митрополитом Игнатием условия переселения, императрица Екатерина писала: «...для удобнейшего поселения вашего отвесть в Азовской Губернии ... достаточную часть земли по рекам и по берегу Азовского моря с тем, что тамошнее изобильное раболовство...Всемилостивийше жалуем в пользу и выгоды всего общества без всяких в казну нашу податей».

28 июля 1778 г. из Бахчисарая выехала первая группа переселенцев. Подсчеты численности переселенцев, основанные на различных источниках и преданиях, дают самые различные результаты. Наиболее достоверным источником служит ведомость, составленная А.В.Суворовым в которой приводятся следующие данные: «а сего из Крыма вышло 81386 человек. Греков среди них было 18.894. Больше всего греков вышло из Кафы (Феодосия) - 1643 человека, Бахчисарая -1319, Карасбузара - 1424 человека; Стылы 1226, Янисоля - 831, Сартаны - 743, Мангуша - 773, другие села (всего греки вышли из 85 сел и 7 городов ) были значительно меньше, насчитывая в основном по несколько десятков жителей».

Подробнее: Греческое переселение

Освоение нашего края ХVIII век

 

Освоение нашего края ХVIII век

Ускоренное заселение и освоение нашего края в начале ХVIII века было нарушено восстанием Кондратия Булавина, во время подавления которого Бахмутский городок был сожжен правительственными войсками, разгромом Запорожской Сечи а также изменениями в русско-турецкой границе после военных неудач Петра I при Пруте. Новая граница от устья Дона шла на верховья реки Тузлов, Миусаи, Крынки, Бахмута и Кальмиуса, левой стороной Кривого Торца на верховья Сухого и далее в междуречье Самары и Орели. В связи с этим построенные в конце ХVII в. городки Бахмутский и Торский оказались в приграничной зоне. Поэтому царское правительство принимает меры по их укреплению. Больше всего внимания было уделено Бахмуту. Сюда был переведен таганрогский гарнизон и часть артиллерии, благодаря чему Бахмутская крепость к началу 30-х годов ХVIII века становится одной из сильнейших на юге России. Меры по укреплению Бахмута, а также передача всего уезда в ведение Воронежской губернии способствовали притоку русского населения на территорию края. В юго-западной части Донбасса с середины 30-х годов усилилась роль запорожцев, которые в 1734 г. по разрешению царского правительства начали возвращаться на старые места. Здесь они основали Кальмиусскую паланку с центром в Домахе.

Возвращение после русско-турецкой войны 1735-1739 гг. отнятых Турцией территорий в Приазовье способствовало распространению на них влияния донского казачества. Это послужило поводом к столкновению между Войском Донским и Запорожской Сечью. Чтобы положить конец притязаниям и тех, и других на эти места, Сенат в 1746 г. определил границу между Войском Донским и Запорожской Сечью по реке Кальмиус.

Подробнее: Освоение нашего края ХVIII век

Добыча соли и металлургия

 

Добыча соли и металлургия

В 1645 году в районе нынешнего Славянска уже добывали соль. Об этом докладывал царю Алексею Михайловичу один из донских станичников. «Промышлять» соль в донецкие степи ездили «охочие» люди из Валуек, Оскола, Ельца, Курска и других «окраинных» городов России.

В 1646 году у впадения Торца в Донец был построен острожек Тор для охраны от крымских татар, делавших набеги на новопоселенцев и «охочих» людей, добывавших соль. В 1650 году начали действовать частные соляные заводы. Алексей Михайлович придавал большое значение развитию рудного дела и поискам руд. Им были предприняты меры для розыска руд, в стране давались привилегии всем, кто имел желание искать их.

Уже в 1665 году в Торе возник царский соляной завод, состоявший из трех куреней, в которых вываривалась соль. Всего в куренях насчитывалось вмазанных 40 котлов, под которыми были устроены печи. Для ссыпки соли было построено три амбара.

В казачьих поселениях «городках», вдоль Северского Донца и Дона, было налажено металлургическое, горное и кузнечное производство. Розыск руд и топлива производили сами казаки. Среди них было немало опытных и умелых металлургов. Они принесли с собой из центральной России культуру производства металлов, искусство розыска руд и минералов.

В XVI—XVII веке Россия была передовой по тому времени страной в Европе и Азии по производству черного и цветного металла, по добыче руд и минералов. По свидетельству путешественников, на русских рынках продавались мечи, за которыми приезжали из Венеции и других стран. Русские купцы вывозили в другие страны среди прочих товаров, железное оружие, ножи, топоры, иглы.

Английская компания писала своим агентам в России в 1557 году: «Мы слышали, что в России очень много стали и хотим, чтобы вы прислали нам немного для образца, написав нам ваше мнение о том, какое количество ее стоит приобрести, потому что по слышанным нами рассказам ее там очень много. До нашего же сведения дошло, что во владениях царя очень много меди и мы хотели бы удостовериться, в каком обилии она имеется и в каком виде, плитами или же круглыми плоскими кусками: пошлите нам немного для образца».

Красную медь успешно продавали в Персию.

К XVI веку мастерство русских металлургов настолько усовершенствовалось, что в Москве выплавлялись орудия из чугуна весом до 4,5 тонны. Это вызвало изумление западных металлургов. Русская сталь марок «стырь», «харалуга», «сыродутный уклад» считалась в Англии лучшей.

Донские казаки вынуждены были наладить у себя производство металла, в частности, стали, меди и свинца, так как Московское правительство не разрешало воронежским и другим купцам «украинских городов» продавать казакам «заповедные товары», в том числе металлические изделия.

Подробнее: Добыча соли и металлургия




"Блог Libraryart - территория творчества" Copyright © 2018
Все права защищены. Копирование материалов с указанием автора и активной ссылкой на сайт
Перепечатка материалов сайта без указания авторства строго воспрещается.