Vinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo Slider

Комментарии

Syndication

feed-image My Blog

Форма входа

Календарь

<< < Июль 2025 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

 Незалежний інтернет-портал талановитих людей Донбасу

 

  Донбас. Багата наша земля талановитими людьми. Всі, хто живе тут, люблять скупу, непомітну красу цього краю. Донбаські степи, ліси, балки надихали, надихають і будуть ще підкорювати серця всіх, хто коли-небудь жив тут. Багато з читачів Костянтинівської центральної міської публічної бібліотеки прекрасно вишивають, випалюють по дереву, займаються малюванням, аплікацією, в'язанням. Ми завжди намагаємося допомогти своїм читачам знаходити інформацію на допомогу їх захопленню, а також пропонуємо організувати на сайті виставку-хобі, яка не залишить байдужими всіх, хто милується цією красою. Фантазія майстрів і їх вміння перетворюють роботи в шедеври, які надають особливе тепло і затишок.

   Тут Ви можете поспілкуватися з місцевими поетами і письменниками, познайомитися з їхньою творчістю. А ще дуже цікаво, коли Ви самі творите - пишете відгуки, малюєте, створюєте власні вироби. Запрошуємо до співпраці! Надсилайте нам фото своїх творчих робіт!

Гражданская война в Донбассе. Донецко-Криворожская республика

Гражданская война в Донбассе. Донецко-Криворожская республика .

Социально-экономические и политические противоречия как в Донбассе так и во всей России приобрели особую остроту в условиях Первой мировой войны. Уже с первых дней войны резко ухудшилось материальное положение рабочих. Реальная заработная плата уменьшилась в три-четыре раза, зато выросли цены. Так, в 1916 году цены на продовольственные товары повысились на 200—300 %, а заработная плата шахтеров увеличилась только на 5—20 % по сравнению с довоенным уровнем.

Мобилизация вырвала из промышленности тысячи рабочих. К 1 августа 1914 года численность рабочих в каменноугольной промышленности Донбасса сократилась на 33 %. На шахтах и заводах начали использовать мобилизованных на тыловые работы крестьян из Средней Азии. В 1916 году был издан указ о привлечении «инородческого» населения для работ на горных предприятиях. Согласно этому указу в Макеевку прислали 600 киргизов и калмыков. В металлургической и каменноугольной промышленности работали также военнопленные, составлявшие в феврале 1917 года примерно четверть от общего числа рабочих этих отраслей. Предприниматели широко использовали труд женщин и подростков. В 1916 году только в металлургической промышленности эта категория рабочих составляла 17,8 %. Увеличилась продолжительность рабочего дня. Широко практиковались сверхурочные работы, которые в условиях войны были объявлены обязательными.

Изнурительный труд, хроническое недоедание приводили к физическому истощению людей, массовым заболеваниям. Так, в 1915 году по заниженным официальным данным лишь в Бахмутском уезде было зарегистрированно 300 тыс. больных.

Подробнее: Гражданская война в Донбассе. Донецко-Криворожская республика

Доходы рабочих Донбасса

Доходы рабочих Донбасса

Всесторонние обследования доходов рабочих Донбасса в исследуемый период империализма не проводились. Частные опросы, на основании которых можно судить о существовавшем положении, проводили публицисты, врачи, сами предприниматели. При этом учитывались минимальные нужды, без удовлетворения которых немыслимо само физическое существование, не учитывались также расходы на культурные и социальные нужды.

Расходная часть бюджета рабочего Донбасса равнялась в среднем 12 руб. 33 коп., его жены — 9 руб. 24 коп., одного ребенка — 4 руб. 62 коп. в месяц. Следовательно, семье, состоящей из родителей и троих детей, в месяц требовалось 35 руб. 43 коп. К 1909 г. цены на продовольственные продукты повысились и даже при артельном питании рабочий расходовал в месяц 12—13, а в 1913 г.— 14 руб. 50% всех расходов составляли расходы «на питание, следовательно, в 1913 г. прожиточный минимум одного взрослого рабочего равнялся примерно 27 руб. в месяц, или 324 руб. в год, а семьи из пяти человек — 680 руб.

Подробнее: Доходы рабочих Донбасса

Условия труда в промышленности Донбасса

 

Условия труда в промышленности Донбасса

Условия труда в промышленности Донбасса были одними из худших в стране. Незначительность затрат на их улучшение промышленники, особенно шахтовладельцы, оправдывали якобы низким уровнем доходов, убытками. Полной безответственности хозяев заводов и рудников способствовали игнорирование иностранными капиталистами рабочего законодательства и горной инспекции, поддержка предпринимателей правительством. Угольная пыль и гремучий газ были причинами повышенной заболеваемости у рабочих органов дыхательных путей и легких.

Динамика несчастных случаев на шахтах Донбасса является убедительнейшим показателем неудовлетворительного состояния охраны труда рабочих. По свидетельству Статистического бюро Совета съездов горнопромышленников юга России в 1904—1908 гг. несчастным случаям подвергалось от 27,6 до 39,3% шахтеров. Но хорошо известно, что шахтные врачи и администрация рудников не признавали до половины заявленных несчастных случаев.

Подробнее: Условия труда в промышленности Донбасса

Вопросы пола и национальности

Вопросы пола и национальности

Технологические процессы и условия труда в характерных для Донбасса отраслях промышленности исключали широкое применение труда женщин, детей и подростков. Даже на неквалифицированную работу предприниматели могли за небольшую плату нанять физически сильных взрослых мужчин. Поэтому вплоть до начала первой мировой войны в Донбассе в промышленности преобладали взрослые рабочие-мужчины.

В течение всего предвоенного периода они составляли 87—90% шахтеров, 90—95% металлургов. Примерно таким же было число взрослых рабочих на металлообрабатывающих предприятиях и в железнодорожных мастерских.

В дореволюционной России взрослыми считались рабочие, достигшие 16-летнего возраста. Анализ документов о составе рабочих говорит о том, что шахтеры и рабочие доменных заводов в возрасте 21—30 лет составляли половину, а на металлообрабатывающих предприятиях примерно 45% рабочих. На долю 16—20-летних приходилось до 20% шахтеров, 22—23% рабочих доменных и 17—18% передельных заводов. Рабочих в возрасте 31—40 лет на шахтах было около 20, на доменных заводах — примерно 25, на передельных — до 30%. Рабочих, которым было за 40 лет, на шахтах насчитывалось менее 8, на доменных заводах — примерно 10, а на передельных — 12—15%.

В 1901 г. женщины составляли 0,99%, в 1913 г.— 4,1% всех шахтеров Донбасса. Этот рост происходил за счет увеличения энерговооруженности труда на поверхности.

В металлургии до 1914 г. труд женщин почти не применялся. В 1912 г. на Юзовском заводе работало 15 девочек-подростков и 140 взрослых женщин, что составляло 2% рабочих, на Сулинском — соответственно 30 и 88 человек, или 2,8%. На металлообрабатывающих предприятиях трудилось не более 2% женщин, на железных дорогах в пределах Донбасса — примерно 5—6%.

Сведения об использовании детского труда в Донбассе важны для того, чтобы уяснить, как готовились кадры квалифицированных рабочих. В крае существовало лишь несколько ремесленных горных и железнодорожных училищ. Молодые рабочие приобретали профессию в процессе производства.

Подробнее: Вопросы пола и национальности

Рабочие Донбасса в начале XX века

Рабочие Донбасса в начале XX века

Численность рабочих Донбасса во многом зависела от общей экономической конъюнктуры: в периоды промышленных кризисов количество людей, занятых в производстве, резко сокращалось. В углепромышленности, где энерговооруженность труда была наименьшей, а применение малопроизводительного ручного труда массовым, численность рабочих росла быстрее, чем в металлургии, металлообработке и на транспорте.

В 1900 г. в промышленности Донбасса работало 170-175 тыс. человек, в том числе в ведущих ее отраслях — угольной, металлургической и металлообрабатывающей—125 тыс. В годы кризиса начала XX в. работы лишилось свыше 20 тыс. человек. С 1904 по 1909 г., когда в промышленности Юга начался спад, число работающих возрастало. В 1909 году в Донбассе трудилось 128,9 тыс. шахтеров, 37,6 тыс. металлургов, 17 тыс. рабочих железнодорожных депо, 16 тыс. человек в других отраслях промышленности, всего — около 200 тысяч человек.

В 1913 г. число работающих в Донбассе составило примерно 262 тыс. человек: из них 168,4 тыс. шахтеров, 54,2 тыс. металлургов, около 20 тыс. железнодорожников, около 19 тыс. рабочих других отраслей промышленности.

Летом 1914 г. уже первая мобилизация в царскую армию лишила большинство заводов Донбасса — 30-35%, а шахты — до 50% рабочих-мужчин. Это положение могло пагубным образом отразиться на состоянии промышленности Донбасса, а следовательно, и на снабжении военных заводов и транспорта. Поэтому правительство вынуждено было давать отсрочки от призыва в армию. Но делалось это нерегулярно и неорганизованно. Лишь 6 декабря 1915 г. перед лицом угрожающей хозяйственной разрухи было утверждено «Положение о порядке предоставления отсрочек по призывам в армию на текущую войну», которое в какой-то мере упорядочивало вопрос. Однако к этому времени большинство квалифицированных рабочих уже было призвано в армию.

Чтобы приостановить начавшееся в августе 1914 г. сокращение производства и даже расширить его, предприниматели привлекали к работе на шахтах и на заводах неквалифицированных рабочих, в том числе женщин, подростков, беженцев из других районов страны. На работу в шахты нанимались представители мелкой буржуазии, пытавшиеся воспользоваться отсрочками от призыва и избежать отправки на фронт. В 1916 г. на работу в Донбасс стали посылать военнопленных.

Этими и некоторыми другими мерами удалось сохранить и даже превзойти довоенную численность шахтеров, металлургов и железнодорожников, а также в известной степени рабочих металлообрабатывающей промышленности. На шахтах Донбасса трудилось в 1914 г. 186 тыс., в 1916 — 247 тыс. человек, на металлургических заводах — соответственно 55 и 75 тыс. человек. Увеличилось число рабочих и на железнодорожном транспорте, особенно в мастерских, так как в связи с разрухой на транспорте появилось множество паровозов и вагонов, нуждавшихся в ремонте. Численность рабочих в других отраслях промышленности в 1914 г. заметно сократилась. С 1915 г. она начала быстро расти на металлообрабатывающих заводах, приспособившихся к работе «на оборону». В этой отрасли число рабочих возросло в 1916 г. по сравнению с 1913 г. почти на 40%. В целом число индустриальных рабочих за годы первой мировой войны в Донбассе увеличилось и к концу 1916 г. составило около 370 тыс. человек.

Подробнее: Рабочие Донбасса в начале XX века

Какое счастье!

04072007 002

Предлагаем посетителям блога познакомиться с новыми стихами

Людмилы Ганнич "Какое счастье!", "Спасибо тебе".

Подробнее: Какое счастье!

Кукол праздничный наряд завораживает взгляд

 IMG 2709Когда смотришь на эту простую детскую игрушку, понимаешь, что детство – время золотое, когда весь мир представляется в ярких, солнечных красках. Изготовленная детскими руками вещь поистине уникальна, т. к. изготовлена из бисера - очень красивого материала. Из него можно делать практически всё - он универсален. Но особенно хорошо смотрятся украшения и подарки, сделанные из этого материала. Вот, например, какая симпатичная кукла из бисера получилась у юной константиновской мастерицы Ольги Погоренко. Отличный подарок!

Подробнее: Кукол праздничный наряд завораживает взгляд

Бисер снова в моде!

  IMG 2550Одним из наиболее интересных и увлекательных народных ремесел является бисероплетение. Как правило, работой с бисером больше интересуются девочки. Вот и наша юная читательница Ольга Погоренко тоже увлеклась этим видом декоративно-прикладного искусства, т. к в процессе занятий бисероплетением развивается фантазия и воображение, образное и пространственное мышление, чувство прекрасного и хороший вкус, усидчивость и внимание, умение доводить дело до конца. Картины, вышитые бисером, потрясающе красивы, деревца и цветы из бисера украсят любой интерьер.

  Автор предлагает пользователям блога познакомиться со своей новой работой – колье и сережки из бисера. Вполне возможно, что это увлечение станет для Ольги хобби на всю жизнь.

 Если вы увлекаетесь плетением из бисера — это прекрасно. Ведь бисер снова в моде!
Фото новой работы Ольги Погоренко можно посмотреть, посетив Виртуальный вернисаж блога 

Дерево из бисера

   IMG 0430В настоящее время среди различных видов рукоделия особой популярностью пользуются изделия из бисера. Например, оригинальные деревья, изготовленные из бисера, вызывают интерес не только у опытных мастериц, но, даже, у начинающих рукодельниц. Ведь это очень увлекательное занятие - создавать из маленьких изящных бисеринок настоящие произведения искусства. И если освоить азы простейших переплетений и набраться терпения, то можно попробовать сплести деревья из бисера своими руками. Так, как это получилось у нашей юной читательницы – Ольги Погоренко.

Подробнее: Дерево из бисера

Детских рук творение

    IMG 0423Мы продолжаем знакомить посетителей блога с творческими работами юной мастерицы Ольги Погоренко. Представляем её новую работу - картину, вышитую бисером. Вышивает Оля не просто картины, а иконы.

Подробнее: Детских рук творение

Топиарий. Дерево счастья своими руками

F344A3CFF9B6-10Топиарий. Дерево счастья своими руками

    Топиарий, он же европейское дерево, сегодня очень популярен среди мастеров, причем не только как красиво выстриженный куст, но и как эстетично оформленное декоративное деревце. Но шиком в интерьере, конечно же, считается изготовленный топиарий своими руками. Топиар – это древнейшее искусство ландшафтного дизайна, фигурной стрижки деревьев и придания им всевозможных причудливых форм: животных, геометрических и форм архитектурных сооружений. С латинского топиар (topiarius) переводится как садовник ландшафтного орнамента.

Подробнее: Топиарий. Дерево счастья своими руками

Образование монополий

 

В 1900—1903 гг. Россия пережила тяжелый промышленный кризис. Он нанес ощутимый удар промышленности Донбасса, особенно металлургической. Снизились цены на уголь и металл. Кризис ускорил образование монополий. В 1902 г. был образован синдикат «Продамет», а в 1904 г.— «Продуголь».

Особенно энергичными были действия «Продамета». За несколько лет он сумел сделать своими контрагентами не только металлургические заводы Юга, но и многие предприятия Центра, Северо-Запада и отчасти Урала. Накануне первой мировой войны «Продамет» реализовывал от 76 до 95% всей подукции металлургической промышленности России. В отличие от других монополий страны, концентрировавших производство или добычу одного товара, «Продамет» с момента возникновения синдицировал не только производство металла, но и добычу угля в Донбассе и железной руды в Криворожье. С 1910 г. его позиции были усилены за счет того, что ряд контрагентов синдиката стал патронироваться банковскими монополиями, в частности мощным Петербургским Международным и Азовско-Донским банками.

«Продуголь» объединил только часть предприятий Донбасса, добывавших коксующийся уголь, тем не менее на его долю приходилось 50—60% реализуемого на рынке угля. Если же учесть, что значительная часть проданного мелким покупателям угля принадлежала небольшим рудникам и так называемым крестьянским шахтам, в то время как «Продуголь» поставлял топливо металлургическим заводам, министерству путей сообщения (для казенных железных дорог) и другим оптовым покупателям, то решающая роль синдиката в обеспечении углем ведущих отраслей промышленности и транспорта станет очевидной.

Подробнее: Образование монополий

В начале двадцатого века

 

Среди металлообрабатывающих предприятий Донбасса хорошо оборудованными были Горловский завод горнорудного оборудования, Дебальцевский механический, Таганрогский и Харцызский котельные, Таганрогский судоремонтный, построенный еще при Петре I. Все они, кроме судоремонтного, возникли в 90-е гг. XIX в. Функционировало также около 20 небольших чугунолитейных и изготавливавших сельскохозяйственные орудия предприятий. В Донбассе работали многочисленные, в основном небольшие, плохо механизированные кирпичные, цементные, черепичные заводы, среди которых выделялись заводы по производству строительных материалов и два больших цементных в. Амвросиевке.

Первенцем химической промышленности в Донбассе и крупнейшим предприятием этой отрасли был хорошо оборудованный содовый завод, построенный в 90-е гг. обществом «Любимов, Сольве и К°» в с. Третья Рота близ Лисичанска.

Подробнее: В начале двадцатого века

Железнодорожный транспорт

 

С угледобычей и металлургией Донбасса тесно связан железнодорожный транспорт. Через бассейн проходило несколько железных дорог, из которых наиболее важную роль играла казенная Екатерининская железная дорога.

Донбасс постоянно нуждался в расширении железнодорожной сети, в усилении подвижного состава и тяги. Транспорт был узким местом в экономике района. Недостаточное его развитие отрицательно влияло на работу заводов и шахт, что особенно остро сказалось в годы первой мировой войны.

Но даже в таком состоянии Донбасс был районом наибольшего развития в России железнодорожного транспорта. Это относится как к длине путей на квадратную версту площади, так и к интенсивности использования дорог и подвижного состава. На Екатерининской дороге в 1910 г. на каждые 100 верст эксплуатационной длины магистрали приходилось по 46 паровозов (на Московско-Курской — 43, Николаевской— 36), она же имела больше всего мощных паровозов. Только Московско-Курской дороге уступала Екатерининская по количеству товарных вагонов на версту длины дороги. Пробег товарных вагонов, т. е. интенсивность перевозок на Московско-Курской и Николаевской дорогах, был вдвое меньше, чем на Екатерининской, причем ежегодно этот разрыв увеличивался. Только Юго-Восточная, Южная и Юго-Западная дороги по интенсивности перевозок грузов были равны или приближались к Екатерининской.

Подробнее: Железнодорожный транспорт

В начале века в Донбассе

С 1900 по 1916 г. добыча угля в Донбассе почти утроилась. Этот рост обеспечивался усилением технического оснащения шахт, увеличением числа рабочих, чрезмерной интенсификацией их труда.

В начале века в Донбассе начала развиваться коксохимическая промышленность. Хотя до 1914 г. выжиг кокса на крупных рудниках и металлургических заводах из года в год рос, побочные продукты этого процесса — ценнейшее химическое сырье — почти не использовались. Только на некоторых рудниках в процессе коксования получали сернокислый аммоний, нашатырный спирт, каменноугольную смолу и пек. В годы первой мировой войны сильно возросла потребность в исходном сырье для взрывчатых веществ. Однако горнопромышленники, опасаясь нового дела, не торопились вкладывать средства в развитие химической промышленности. Лишь после того как в 1915 г. при Кадиевских коксовых печах был построен казенный бензольный завод, чья продукция пользовалась исключительным спросом, промышленники начали быстрыми темпами развивать коксохимию.

Большой рост угледобычи, коксования и брикетирования угля, возрастание объема механизированной сортировки и перевозки привели к необходимости существенного усиления ремонтной базы шахт. В 1901 г. на шахтах насчитывалось всего 20 чугунолитейных и механических мастерских, а в 1913 г. их стало 132. Многие из этих мастерских немногим отличались от металлообрабатывающих заводов средней мощности.

Подробнее: В начале века в Донбассе

Высокий уровень концентрации производства

Высокий уровень концентрации производства

Для Донбасса был характерен исключительно высокий уровень концентрации производства. Крупные и крупнейшие предприятия всех основных отраслей донецкой промышленности производили основную часть ее продукции и сосредоточивали большинство пролетариата. Все эти заводы и рудники технически были оснащены лучше остальных.

В 1900 г. на долю 31 крупнейшей угольной копи с производительностью свыше 5 млн. пудов угля в год, составлявшей лишь 7-ю часть (10,9%) от общего числа разработок в Донбассе, приходилось 77,7% добычи угля в бассейне, 67,4% шахтеров и 82,1% мощностей механических двигателей. Еще более высокой была концентрация производства в металлургической промышленности. Металлургические заводы возникли и развивались как крупные, технически оснащенные капиталистические предприятия, в основном комбинированного типа — с доменными, мартеновскими и прокатными цехами, со своими каменноугольными и железорудными разработками. На металлургических заводах Юга были самые большие в России доменные печи, работавшие с применением горячего доменного дутья. Новая техника и технология — бессемеровские и томасовские конверторы, мартеновские печи — нашли с самого начала свое применение и в сталелитейном производстве. Что же касается предприятий остальных отраслей промышленности Донбасса, то и здесь на долю восьми крупнейших заводов приходилось 2/3 общего производства.

Засилье иноземных капиталистов в промышленности Донбасса особенно усилилось в 90-е гг., когда в их руках оказалось не менее половины всей добычи каменного угля, а из 12 металлургических заводов лишь Сулинский работал полностью на русских капиталах. Судьбы южной горной и горнозаводской промышленности в значительной степени решались в Париже, Лондоне, Брюсселе, Берлине. Собираясь на съездах горнопромышленников юга России в Харькове, участвуя в первых монополистических объединениях и соглашениях 80—90-х гг., донецкие угольные и горнозаводские магнаты ради получения громадных барышей не останавливались ни перед чем, даже перед сокращением промышленного производства, неоднократно вызывая «угольные кризисы».

Для того времени даже в наиболее технически развитой южной металлургии тяжелый физический труд занимал большое место. В доменном производстве работало много каталей, подвозивших к печам на небольших тачках сырье, все формовочные и погрузочные работы выполнялись вручную. Такое же положение наблюдалось и в сталепрокатном производстве. В Донбассе до революции не было ни одной полностью механизированной доменной печи, ни одной разливочной машины. Отдельные попытки дальнейшей механизации и совершенствования металлургического производства предпринимались в те годы исключительно русской технической интеллигенцией, такими выдающимися инженерами, как М. А. Павлов, В. Е. Грум-Гржимайло, М. К. Курако и другими, которым приходилось постоянно выдерживать нелегкую борьбу с иностранным засильем в горнозаводской промышленности юга России. Эти попытки, однако, не меняли общей неприглядной картины.

Подробнее: Высокий уровень концентрации производства

Рубеж XIX—XX вв.

Рубеж XIX—XX вв.

Начиная с 80-х годов Донбасс вступил в полосу всех отраслей промышленного производства, превратившись на рубеже XIX—XX вв. в крупнейший индустриальный район России. Этому способствовали начавшаяся промышленная эксплуатация богатейшего и высококачественного железорудного месторождения в районе Кривого Рога, все более нараставший приток иностранных капиталов в ведущие отрасли горной и горнозаводской промышленности Донбасса и Юга в целом и, наконец, усиление протекционистской политики царского правительства, щедро раздававшего южным горнопромышленникам разного рода субсидии, премии, выгодные заказы, ограждавшие их от иностранной конкуренции системой запретительных таможенных тарифов на ввозимые из-за границы продукцию и сырье.

В период промышленного подъема 90-х гг. цены на угольные участки в Донбассе за короткое время поднялись до 500 руб. за десятину. Основывались новые акционерные компании, в большинстве своем иностранные, которые подавляли и поглощали более мелких предпринимателей, не выдерживавших конкуренции. Так, каменноугольные разработки Прохорова и Древицкого перешли в начале 1895 г. за 8 млн. франков к специально организованному для их эксплуатации бельгийскому акционерному Обществу Прохоровских каменноугольных копей. Такая же судьба постигла угольные копи, принадлежавшие Рыковскому. На их базе в июле 1898 г. было организовано французское Общество Рыковских каменноугольных копей.

Значительно расширилась угледобыча и на ряде старых, основанных еще в 70-х гг. рудников. Только за последнее пятилетие XIX в. Донбасс увеличил добычу угля в 2,3 раза, выдав в 1900 г. на-гора 672 млн. пудов, что составляло свыше двух третей (68,7%) общероссийской (с Польшей) угледобычи. Общий же уровень добычи угля за 40 пореформенных лет увеличился в 112 раз. Донбасс, таким образом, превратился в основной топливный район страны, в ее кочегарку.

Высокие темпы характеризовали и развитие металлургии в Донецком бассейне. Всего за семилетие (1894-1900) здесь были построены, в основном на иностранные капиталы, металлургические заводы: Дружковский, Петровский в Енакиево, Донецко-Юрьевского металлургического общества (ДЮМО) в Алчевске, Ольховский недалеко от Луганска, Краматорский, Кадиевский Алмазного каменноугольного общества, Макеевский Никополь-Мариупольского горного и металлургического общества, Мариупольский бельгийского общества «Русский Провиданс», Таганрогский. Значительно расширили производство и первенцы южной металлургии — Юзовский и Сулинский заводы. Всего же к началу XX века на Юге действовало 17 крупных металлургических (доменных) заводов, из которых 12 находились в Донбассе.

Подробнее: Рубеж XIX—XX вв.

Иные отрасли экономики

Иные отрасли экономики

В первые пореформенные десятилетия в Донбассе по-прежнему преобладали мелкие разработки местных помещиков, казачьей старшины и зажиточных крестьян с сезонным производством, базировавшиеся на ручном труде и обслуживавшие чрезвычайно узкий местный рынок. Основным центром угледобычи в эти годы оставался Грушевский антрацитовый район. Неудачей окончились очередные, оказавшиеся на сей раз последними, попытки царского правительства организовать крупное металлургическое производство на Юге: построенный в конце 60-х гг. казенный Лисичанский завод после безрезультатных плавок был закрыт. Случайными заказами перебивался и Луганский завод.

Но уже в конце 60-х гг. намечается перелом. Большую роль в развитии донецкой промышленности сыграло железнодорожное строительство. Донбасс и весь горнопромышленный Юг покрывается сетью железных дорог, связавших новые индустриальные районы со всей страной. Особое значение для подъема горной и горнозаводской промышленности имело сооружение в 1880—1884 гг. Екатерининской железной дороги, связавшей Донбасс с Криворожьем.

Почти одновременно с Юзовским заводом ростовским промышленником Д. А. Пастуховым также при поддержке правительства был выстроен в Области Войска Донского Сулинский металлургический завод. Однако до 1887 г. он действовал с перебоями из-за отсутствия необходимого опыта работы на антраците. Оба завода работали первое время на местной руде с невысоким процентом содержания железа (криворожская руда еще не разрабатывалась), используя новую технику и технологию: паровые двигатели, горячее доменное дутье и плавку на коксе.

Подробнее: Иные отрасли экономики

Техногенный механизм, созданный Юзом

Техногенный механизм, созданный Юзом

«...цеховая стоимость чугуна на заводе г-на Юза не должна превосходить примерно 40 до 50 коп. за 1 пуд, смотря по сорту его.

Продажная цена 1 пуда литейного чугуна на месте, на станции Юзово, 65 до 70 коп. с[еребром], и отборный чугун стоит до 80 коп. с[еребром].

В прошлом году литейного чугуна выплавлено 1 миллион пудов, из которых 500 000 пудов отправлено в Москву. В Москве Юзовский литейный чугун стоит 92 коп., тогда как иностранный, соответствующего качества - 1 ууб. 10 коп. Во многих местах (в литейных) нам приходилось слышать весьма лестные отзывы о качествах Юзовского литейного чугуна». (И.А. Тиме «Горный журнал», 1889 г.)

В техногенный механизм, созданный Юзом, помимо завода входили также угольные шахты и рудники, и ещё железорудные карьеры в Кривом Роге.

На 1900 год разработкой железорудного месторождения, принадлежащего Новороссийскому Обществу, заведовал горный инженер Зимовский. На руднике трудилось 750 рабочих. Квартиры и казармы предоставлялись рабочим бесплатно. Существовала одноклассная школа для обучения 50 детей, где также обучали детей переплетному делу, садоводству и пению. Для обслуживания рабочих существовала больница на 10 кроватей, в дополнение к больнице имелся летний барак без пола и потолка.

Умер, как его на русский манер называли, Иван Иванович Юз, в 1889 году (17 июня) в петербургской гостинице «Англетер». В завещании, составленном Санкт-Петербургского порта Биржевым нотариусом Конрадом Гетцем, старый Юз завещал старшему сыну Джону бриллиантовое кольцо, подаренное Государем-Императором, серебряный чайный и кофейный сервизы, с тем, чтобы эти предметы передавались самому старшему в роду мужчине. Джону и Артуру также досталось по 40 обыкновенных акций Новороссийского Общества в знак признательности за их помощь в руководстве Обществом. Остальное имущество распределили следующим образом: 16 частей отдали дочери Саре Анне, в замужестве Лемон. Осташиеся 84 части наследства распределились в равных долях между четырьмя сыновьями.

Подробнее: Техногенный механизм, созданный Юзом

Заказ на строительство мостов

Заказ на строительство мостов

Новороссийское Общество получило заказ на строительство мостов через Днепр возле Черкасс и через Южный Буг. Заказчиком выступило Общество Московско-Киевско-Воронежской железной дороги, а Владикавказская железная дорога заказала мосты для линии Армавир-Туапсе.

Все работы по изготовлению металлических элементов мостов проводили на заводе. Сборка велась непосредственно на месте строительства. Так как сварочные работы в то время не были распространены, все крепления производили с помощью заклепок. В специально оборудованном месте стальные заклепки нагревали. По мере продвижения монтажных работ по длине пролетов моста, расстояние от места нагрева заклепок до места их монтажа увеличивалось. Чтобы не бегать по строительным конструкциям с раскаленным металлом, нагревальщик щипцами бросал заклепку к месту монтажа. Помощник заклепщика, вооруженный специальным приспособлением - кастрюлей на длинной палке, ловил заклепки и передавал непосредственно на место монтажа еще горячими.

Подробнее: Заказ на строительство мостов




"Блог Libraryart - территория творчества" Copyright © 2018
Все права защищены. Копирование материалов с указанием автора и активной ссылкой на сайт
Перепечатка материалов сайта без указания авторства строго воспрещается.