Комментарии
-
Суп из осетрины по-донбасски
17.05.2025 00:35 -
Книжковий форум на колесах
16.05.2025 16:46этот сайт водкабет -
Книжковий форум на колесах
16.05.2025 10:18Цифровое поколение Современная молодёжь — это поколение интернета, которое выросло в эпоху технологий. -
Книжковий форум на колесах
16.05.2025 08:07ИИ и улучшение личной продуктивности ИИ помогает нам справляться с задачами быстрее и эффективнее. -
Книжковий форум на колесах
15.05.2025 06:09Очень трудно отказаться от любимого десерта. К счастью, существуют рецепты, позволяющие сильно уменьшить ... -
Книжковий форум на колесах
14.05.2025 14:25За нашими плечами выполнено огромное количество работ, именно поэтому мы понимаем положительных и ... -
Книжковий форум на колесах
12.05.2025 17:06в этом разделе казино водкабет -
Куклы БЛАЙЗ
10.05.2025 21:21Цветы доставили в соседний город — всё пришло в идеальном состоянии! заказ цветов томск -
Куклы БЛАЙЗ
09.05.2025 21:15Перейти на сайт кракен ссылка -
Куклы БЛАЙЗ
08.05.2025 08:47кликните сюда Купить права на прицеп -
Куклы БЛАЙЗ
08.05.2025 01:31ссылка на сайт накрутка на стрим твич -
Не бійся жити
31.03.2025 13:41Костянтинівська центральна міська бібліотека має у фонді багато книжок відомої української поетеси. Чудова ... -
Листівка "З Днем знань!"
04.09.2024 10:53Вітаємо учнів, вчителів та батьків з новим навчальним роком! -
Паперова іграшка-антистрес своїми руками
03.06.2024 10:06Діти та дорослі отримали масу задоволення! Канікули з бібліотекою стартували! -
Пригощайся дитинством!
30.05.2024 14:16Яке солодке відео!!!!! Одразу відчуваєш смак морозива..... -
Мистецтво і творчість у власних руках
30.05.2024 10:40Дякуємо пані Галині за творчі роботи, подаровані бібліотеці. -
Книга-новинка від юного автора – земляка Семена Кравченко
27.05.2024 14:31Діти Костянтинівки дуже талановиті! Вітаємо першого юного автора книги! -
Знайомтесь: лімерик!
14.05.2024 12:40Пишемо разом вірші-лімерики! -
Обласний вернісаж портретів «Листівка для мами»
29.04.2024 11:29Любі читайлики, долучайтеся до участі у вернісажі портретів «Листівка для мами». Привітайте рідних ... -
Я - МАЙБУТНЄ ДОНЕЧЧИНИ
16.04.2024 10:32Друзі! Запрошуємо до участі у КОНКУРСІ!
Наиболее читаемые
Syndication

Форма входа
Иные отрасли экономики
- Подробности
- Категория: Донбасс- Русь и Украина
- Опубликовано 16.07.2014 16:41
Иные отрасли экономики
В первые пореформенные десятилетия в Донбассе по-прежнему преобладали мелкие разработки местных помещиков, казачьей старшины и зажиточных крестьян с сезонным производством, базировавшиеся на ручном труде и обслуживавшие чрезвычайно узкий местный рынок. Основным центром угледобычи в эти годы оставался Грушевский антрацитовый район. Неудачей окончились очередные, оказавшиеся на сей раз последними, попытки царского правительства организовать крупное металлургическое производство на Юге: построенный в конце 60-х гг. казенный Лисичанский завод после безрезультатных плавок был закрыт. Случайными заказами перебивался и Луганский завод.
Но уже в конце 60-х гг. намечается перелом. Большую роль в развитии донецкой промышленности сыграло железнодорожное строительство. Донбасс и весь горнопромышленный Юг покрывается сетью железных дорог, связавших новые индустриальные районы со всей страной. Особое значение для подъема горной и горнозаводской промышленности имело сооружение в 1880—1884 гг. Екатерининской железной дороги, связавшей Донбасс с Криворожьем.
Почти одновременно с Юзовским заводом ростовским промышленником Д. А. Пастуховым также при поддержке правительства был выстроен в Области Войска Донского Сулинский металлургический завод. Однако до 1887 г. он действовал с перебоями из-за отсутствия необходимого опыта работы на антраците. Оба завода работали первое время на местной руде с невысоким процентом содержания железа (криворожская руда еще не разрабатывалась), используя новую технику и технологию: паровые двигатели, горячее доменное дутье и плавку на коксе.
Строительство железных дорог и металлургических заводов на Юге России и связанный с ним быстрый рост спроса на топливо и металлоизделия вызвали на рубеже 60-70-х годах небывалую учредительскую горячку в Донбассе. Закладываются десятки шахт и штолен, основываются многие предприятия и компании. Происходивший при этом процесс вытеснения и поглощения мелких предпринимателей более крупными усилился в 70-х гг., когда в угольной промышленности Донбасса неоднократно проявлялись кризисные явления. В эти годы постепенно сходят со сцены мелкие угольные промыслы местных крестьян, многие из которых проявили себя незаурядными горноразведчиками и стали первооткрывателями ряда месторождений полезных ископаемых в Донбассе. Их прибирали к рукам сначала свои же местные богатеи, не останавливавшиеся при этом ни перед какими средствами (подкуп, спаивание крестьянского схода, организация фиктивных артелей и др.). С развитием крупного машинного производства крестьянские угольные промыслы окончательно были поглощены могучими конкурентами — русскими и иностранными капиталистами.
Угледобыча в бассейне все больше сосредоточивалась на крупных капиталистических предприятиях, в большинстве своем — специально организованных акционерных компаниях. Такими были, в частности, угольные копи юзовского Новороссийского общества, расположенные в Юзовско-Макеевском районе шахты французского Горного и промышленного общества на юге России, предприятия местных помещиков братьев Рутченко, Карпова, Иловайского, подрядчика Прохорова, казачьего полковника Рыковского, Общества южнорусской каменноугольной промышленности в Горловке. Их годовая добыча исчислялась в миллионах пудов каменного угля и антрацита. В 1878 г. на долю крупнейших угольных предприятий с добычей более 1 млн. пудов угля в год приходилось уже 58,6% всей угледобычи в бассейне.
Вновь возникшие угольные рудники и заводы очень быстро обросли рабочими поселками. Скопления убогих землянок и казарм образовывали печально знаменитые «собачевки», «нахаловки», «Шанхай». Длинными рядами выстроились бесчисленные кабаки, «обжорки», другие питейные заведения.
К концу 70-х гг. ясно обозначилось преимущественное развитие промышленности в западной части Донбасса, в которой была густая сеть железных дорог, существовали более благоприятные условия приобретения и аренды земельных участков. На востоке, в Области Войска Донского, неотчуждаемость станичных земель и взимание специальных попудных платежей (с пуда производимой на казачьих землях продукции) в войсковую казну серьезно затрудняли переливание капиталов в местную промышленность, замедляли ее развитие. Это положение сохранилось и к началу XX века.
Подробнее...