Vinaora Nivo SliderVinaora Nivo SliderVinaora Nivo Slider

Меню

Комментарии

Syndication

feed-image My Blog

Форма входа

Календарь

<< < Ноябрь 2024 > >>
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
        1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30  

Донбасс- Русь и Украина

Вы можете разместить ссылки на наш блог на вашей странице в социальных сетях.
Давайте продвигать блог вместе!

 

Каганаты

 

Каганаты

Однако Беловежское княжество долго не просуществовало, степь в округе кишмя кишела дикими кочевниками, и поэтому в 1103 году, возвращаясь из похода на половцев, Владимир Мономах забрал с собой значительную часть славянских колонистов, а также союзных им печенегов и торков. Оставшиеся русичи были вырезаны взявшими в 1117 году Белую Вежу половцами.

Попытка вновь славянизировать территорию бывшего Русского каганата не удалась, но наследие древнедонбасского государства оказало впоследствии серьезное влияние и на Русь, и на образовавшиеся на ее территории государства. На Руси вплоть до Ярослава Мудрого к киевским князьям употреблялся титул каган, в пантеоне славянских богов присутствовали боги иранского происхождения, попавшие туда из Русского каганата. Это бог Солнца Хорс и Семаргл – полуптица-полусобака.

Древнерусская денежная единица куна тоже родом оттуда. А сколько лингвистических заимствований! В русском языке это такие слова, как сапог, туман, собака, топор, рай, штаны, Бог, степь, сарафан, кумир, хоругвь, зло, морда и многие другие.

Украинский язык Русскому каганату обязан словами: хата, шана (почет), вэрзты (говорить ерунду).

Что касается Донбасса и Донецка, то корень этих понятий Дон – тоже из иранского компонента языка салтовцев и означает река. То есть Донецк в переводе - это Реченск.

Хазарский каганат после разгрома Русского каганата занял степную часть Донбасса, Северное Причерноморье, Приазовье, Нижнее Поволжье и Прикаспийское Заволжье. В результате многочисленных военных сражений Хазария превратилась в одну из могущественнейших держав того времени. Во власти хазар оказались важнейшие торговые пути Восточной Европы: Великий Волжский путь, путь "Из Варяг в персы", великий шелковый путь из Азии в Европу. Огромная дань, собираемая с многочисленных покоренных народов, обеспечивала процветание и благополучие этого государства. Этнически Хазария представляла из себя конгломерат тюркских и финно-угорских народов, ведших полукочевой образ жизни. Зимой хазары проживали в городах, в теплое же время года кочевали и обрабатывали землю, а также устраивали регулярные набеги на соседей. Во главе хазарского государства стоял каган, происходивший из династии Ашинов, власть которого держалась на военной силе и глубочайшем народном почитании. В глазах простых язычников-хазар каган был олицетворением божественной силы. Он имел 25 жен из дочерей подвластных правителей и народов, 60 наложниц и являлся как бы залогом благополучия государства. В случае серьезной военной опасности хазары выводили своего кагана, один вид которого, как считалось, мог обратить врага в бегство. Правда, при каком-либо несчастье: военном поражении, засухе, голоде и т.д. – знать и народ могли потребовать смерти кагана, так как бедствие напрямую связывалось с ослаблением его духовной мощи.

Подробнее: Каганаты

После разгрома Хазарии

 

После разгрома Хазарии

Русский князь Святослав нанес сокрушительный удар по Хазарии, после которого она фактически прекратила свое существование как единое государство. Спустившись в 965 году по Волге в хазарские земли, Святослав разгромил в открытом бою кагана и его войско, захватил город Саркел (Белая Вежа), столицу Хазарии Итиль, а чуть позже Семендер. Эти победы решили судьбу войны и предопределили дальнейший распад Каганата.

В результате сокрушения Хазарии произошло слияние большей части восточнославянских племен в получившее полную политическую и экономическую независимость единое государство – Русь, которая установила контроль над важнейшими торговыми путями по Волге и Дону и стала одним из сильнейших европейских государств.

После разгрома Хазарии на территории Донбасса поселились племена печенегов. Печенеги были частью распавшегося политического объединения Кантюгой или Кангар, кочевавшего в бассейне Сыр-Дарьи. Формирование печенежского этноса произошло на основе тюркских и угро-финских компонентов в степном Приуралье и в междуречье Яика и Волги.

В конце IX века гузы заставили их уйти из Северного Прикаспия. Продвижение печенегов по южнорусским степям сопровождалось гибелью большинства степных и лесостепных поселений. Константин VII Багрянородный в своем труде «Об управлении империей» сообщает, что венгры, проживавшие в это время в междуречье Днепра и Сирета, не выдержали печенежского натиска и переселились в Паннонию. Средневековые источники содержат мало сведений о политической истории восточной ветви печенегов. Арабские и византийские авторы были заняты другими проблемами, а хазарский каган Иосиф в своем хвастливом письме по вполне понятным причинам лишь бегло упоминал о них (кому приятно писать о своих поражениях). Печенеги же расселились почти по всей территории каганата, окружив полукольцом домен самого кагана. Богатые земледельческие поселки степной и лесостепной зон Подонья подверглись опустошению. Население было частично уничтожено, частично вошло в кочевые подразделения печенегов или бежало на север, в Волжскую Булгарию и в глухие уголки верховий Оскола и Дона, защищенные от набегов номадов лесными массивами. В это время заметно увеличилось население Саркела, представлявшего собой сильную крепость.

До середины X века киевские князья старались быть с кочевниками в мире, свидетельством чему служат походы князя Игоря в 944 году на Византию и столицу Кавказской Албании Бердаа, к которым он привлек печенегов, а также поход Святослава в 965 году на Хазарию, в котором, вероятно, приняли участие печенеги. Лишь в записи за 920 год летописи отмечают единственный поход князя Игоря на печенегов. Куда был направлен удар русских войск и кто победил, неизвестно.

Подробнее: После разгрома Хазарии

Половцы

 

Половцы

Исторический опыт подсказывал русским князьям, что для обеспечения безопасности необходимы решительные действия, тем более, что в степях уже обозначилась и новая опасность — половцы. Поэтому в 1060 году русские князья, соединив дружины, «…пошли на конях и в ладьях бесчисленным множеством на торков. И уведав об этом, торки испугались и побежали. И умирали, отступая, кто от холода, другие от голода, иные от болезней...».

Активные действия русских князей поставили торков в тяжелое положение, а с востока на них накатывалась волна половецких орд. Поэтому, помирившись с Русью, торки поселились в бассейнах Днепра и Роси, основали здесь город Торческ, а также разместили свои военные отряды в некоторых русских пограничных крепостях. Прошло совсем немного времени, и торки вместе с русскими вступили в борьбу с общим врагом — могущественными половцами.

Предки половцев в IV-VII веках кочевали в степях между отрогами Монгольского Алтая и Восточного Тянь-Шаня и были известны в китайских источниках под именем сеяньто. В 630 году они образовали свое государство, которое вскоре было уничтожено Китаем и племенами уйгуров. Спасаясь от преследования победителей, они изменили племенное название сиры на кипчаки ("злосчастные") и откочевали в верховья Иртыша и в Восточно-казахстанские степи. В XI веке кипчаков покорили потомки монголоязычного племени кумоси-кимаки, а в XI веке монголоязычные кидане дали толчок новой волне миграции кочевых племен на запад. Кипчаки и подвластные им племена были захвачены этим движением. К 30-м годам XI века они стали хозяевами всей степи от Иртыша до Волги и в последующие десятилетия начали осваивать Восточноевропейские степи. Ипатьевская летопись сообщает о первом появлении кипчаков у границ Переяславского княжества в 1055 году. Новых пришельцев русские назвали половцами, что означает светлые, желтые.

Первоначально половцы заняли районы среднего и нижнего течения Северского Донца, Нижнего Дона и Приазовья. Именно здесь локализуются наиболее ранние каменные изваяния, которые половцы устанавливали в честь умерших предков. Отсюда кипчаки стали расселяться по территории Восточноевропейских степей.

По сведениям закавказских источников, в середине XI века половцы, изгнав из Прикубанья и Ставрополья печенегов, стали играть там активную политическую роль. Кипчаки постепенно проникают в Центральное Предкавказье. На реке Сунже находилась ставка половецких ханов. Известны также «дербентские кипчаки», обитавшие на территории Дагестана.

Археологические памятники уточняют границы распространения кипчаков на Северном Кавказе. Наиболее яркие из них - каменные изваяния. На юге граница распространения половецких статуй проходит по линии: верховья Кубани - Пятигорск и Ессентуки - левобережье реки Кумы. Множество «каменных баб» обнаружено на территории Ставрополья. Большинство половецких статуй в Предкавказье датируется XII-XIII веками, что свидетельствует о господстве кипчаков в данном регионе в домонгольскую эпоху. Северокавказские владения половцев были одной из важнейших составных частей половецкой степи (Дешт-и-Кыпчака).

Подробнее: Половцы

Поход Владимира Мономаха в Донбасс

 

Поход Владимира Мономаха в Донбасс

В 1103 году, на то время еще князь переяславский, Владимир Мономах и киевский князь Святополк Изяславович провели съезд русских князей у Долобского озера (близ Киева), на котором приняли решение осуществлять регулярные походы против воинственных соседей – половцев, неоднократно беспокоивших своими набегами русскую землю. По решению съезда было осуществлено три похода на степняков: в 1103, 1107 и 1111 годах. Самым крупным и успешным был поход 1111 года, во время которого русские проникли далеко в глубь половецких степей, взяли два половецких города, одержали блестящую победу над кочевниками и с богатой добычей возвратились домой.

Поход Владимира Мономаха 1111 года начался из Переяславля во вторую «неделю» Великого поста, в воскресенье, 26 февраля, и начался необычно. Когда войско подготовилось к выходу из Переяславля, впереди него выступили епископ, священники, которые с пением вынесли большой крест. Его водрузили неподалеку от ворот города, и все воины, в том числе и князья, проезжая и проходя мимо креста, получали благословение епископа. Затем, на протяжении 12 километров, представители духовенства двигались впереди русского воинства, и в дальнейшем они шли в обозе войска, вдохновляя русских воинов на ратные подвиги. Мономах, вдохновитель этой войны, придал ей характер крестового похода, по образцу крестовых походов западных рыцарей против мусульман. Ведь в 1096 году начался первый крестовый поход, закончившийся взятием Иерусалима и созданием Иерусалимского королевства. Идея освобождения Гроба Господня в Иерусалиме от рук неверных стала идеологической основой этого и последующих походов.

Сведения о крестовом походе и освобождении Иерусалима быстро распространились во всем христианском мире. В этом крестовом походе принимал участие и граф Гуго Вермандуа, брат французского короля Филиппа I, сын Анны Ярославны, двоюродный брат Владимира Мономаха. Одним из тех, кто принёс эти сведения на Русь, был игумен Даниил, побывавший в начале XII в. в Иерусалиме, а потом оставивший описание своего путешествия в «Хождении Игумена Даниила» - одном из величайших памятников древнерусской литературы. Даниил был одним из сподвижников Мономаха. Возможно, ему и принадлежала идея придания походу русских христиан против половцев- язычников характера крестового похода.

В воскресенье, 5 марта (в крестопоклонную неделю), войска Мономаха пришли на реку Псел, а на следующий день стали на речке Голтва, где дождались присоединения к ним войск киевского князя Святополка Изяславовича и черниговского Давыда Святославича. Во вторник, 7 марта, русское войско достигло реки Ворскла, за которой простиралась уже Половецкая степь. На следующий день русские выступили с Ворсклы и, «преидоша многие реки» на своем пути, 19 марта подошли, наконец к «Дону» (так тогда назывался Северский Донец, а современный Дон назывался Доном Великим).

Подробнее: Поход Владимира Мономаха в Донбасс

Где произошли битвы

Где произошли битвы

Где же именно произошли знаменательные битвы? Для выяснения местонахождения половецких городов возьмем дату, когда русские пришли к Донцу. Придерживаясь версии Ипатьевской летописи, русские подошли к «Дону» 19 марта. Эта дата важна для дальнейших изысканий. Она определяет количество дней, понадобившихся русским войскам, чтобы дойти от Ворсклы до той точки «Дона», в районе которой располагались Шарукань и Сугров. Для выяснения местонахождения Шарукани и Сугрова необходимо предварительно определить путь, которым шли русские князья к Северскому Донцу.

От Ворсклы к «Дону» русские шли двенадцать дней (8-19 марта), но на этом отрезке пути войска должны были переправляться через «многие реки», что, конечно, тормозило движение. Кроме того, русская пешая рать не могла совершить 12-дневный поход без больших остановок в дороге, что вызывалось необходимостью сберечь силы для предстоящих боев с половцами. Поэтому поход в Половецкой степи должен был совершаться медленнее. Пытаясь наметить дальнейшее направление похода 1111 года, надо принять во внимание, что путь от Ворсклы к Северекому Донцу должен был выводить в район Сальницы (Изюма), ибо там разыгралась последняя, решительная битва с половцами. Для того чтобы выйти беспрепятственно в этот район, в тыл половцам, русским князьям необходимо было обойти главные половецкие кочевья, расположенные по речкам Самара и Орель, иначе не удалось бы скрытно и неожиданно подойти к Шаруканю и Сугрову, как это случилось в действительности. Эти соображения приводят к мысли, что путь, вероятно, шел от Ворсклы Коломацким шляхом (известным в XVI- XVII вв.) вдоль реки Коломак, к ее верховьям, затем по рекам Ольховатка и Мож подходил к Змиевской переправе через Донец, далее пролегал по левой стороне Донца, затем выходил к Сальнице и Изюмскому перевозу вблизи устья реки Оскол.

При таком варианте путь от Ворсклы до Змиева составляет 150 километров и от Змиева до Изюмского перевоза - около 110-115 километров, всего около 260-265 километров. Пройти его за 12 дней было вполне возможно. Двигаясь в этом направлении, русские должны были встретить на пути много переправ через притоки Коломака, Можа и Северского Донца. Это направление действительно пролегало в стороне от главных половецких кочевий и обеспечивало скрытность русского движения.

Из летописного описания событий 21-27 марта ясно, что Шарукань и Сугров находились недалеко от Сальницы, однако в этом районе даже на подробных картах как современных, так и более ранних, не имеется географических пунктов с названиями даже близкими по звучанию к «Шарукань» и «Сугров».

Подробнее: Где произошли битвы

После смерти Владимира Мономаха

После смерти Владимира Мономаха

После смерти Владимира Мономаха и его сына Мстислава Великого (1132) донские и приднепровские половцы редко совершали самостоятельные набеги на Русь. Зато 30-е -50-е годы XII века характеризуются их активнейшим участием в междоусобных войнах наших князей. Русские, только что разгромившие кочевников, стали нанимать степняков на службу и сами помогали им набраться сил.

Во второй половине XII века половецкие орды стали сплачиваться в новые объединения на основе прежних, разбитых еще Мономахом союзов. Приднепровское объединение орд консолидировалось с Лукоморскими половцами, обитавшими на западном берегу Азовского моря, а Донское - с Приморскими, кочевавшими у Таганрогского залива, и Предкавказскими.

Таким образом, в южнорусских степях образовалось два союза племен, по территории равных наиболее крупным русским княжествам и западным королевствам. Среди ханов, возглавлявших Приднестровско-Лукоморских половцев, известны Тоглый, Изай, Осолук, Кобяк и другие. Донские половцы в конце концов объединились под властью Кончака, который в дальнейшем претендовал на власть над всеми южнорусскими степями.

Подробнее: После смерти Владимира Мономаха

Славянское слово о Донбасской Руси

Славянское слово о Донбасской Руси

Первым же славянским письменным свидетельством о нашем крае и людях, которые обретались в нем попеременно, а равно и о событиях исторического значения, разыгравшихся на здешней территории в начале нынешней эры, является «Повесть временных лет» — начальная русская летопись, составленная монахом Киево-Печерского монастыря Нестером в начале XII века на основании многих предшествующих, не дошедших до нас летописей XI века, и различных русских и греческих исторических источников.

Следует оговориться, что и в этой, и в других летописях жители Древней Руси называются русскими — «русичами», которые в ІХ-ХШ веках были общими предками украинцев, белорусов и великороссов. И Киевская Русь, охватывавшая пространство от Балтийского моря на севере до Черного моря на юге, от Карпат на западе до Волги на востоке, была общей прародиной этим трем народам.

У этой повести есть и подзаголовок: «Вот повесть минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля».

В ней поминаются и Великая Скифь, и обры, которые воевали против славян и которых истребил Бог, о чем осталась пословица «Погибли как обры», сиречь все до единого. Все же люди, что жили в степях — в «поле», назывались поляне. Отсюда, скорее всего, и возникло поименование тюрских кочевников — половцы.

Повествует Нестор далее с указанием дат: «В лето 6360 (852), когда начал царствовать в Греции Михаил, стала прозываться Русская земля. Узнали мы об этом потому, что при этом царе приходила Русь на Царьград, как пишется об этом в летописании греческом. Вот с этой поры начнем и числа положим».

Из всех рассказов о походах киевских князей нам интересны в первую голову те, что связаны с Донецким краем.
Да и знаем мы, что в VII — начале VIII века Хазарский каганат совершал без конца набеги на Русь, пока в 965 году киевский князь Святослав Игоревич не разгромил весь каганат и столицу Итиль на Волге.

В этой летописи поминаются и печенеги, и половцы. Рассказывается о победе Владимира Мономаха над половцами.

Подробнее: Славянское слово о Донбасской Руси

Иноземные слова о Донбасской Руси

 

Иноземные слова о Донбасской Руси

Причислим к памятному слову о Донецком крае и путевой дневник немецкого дипломата, германского посла при Московском дворе в 1517-1526 годах и путешественника Зигмунда (Сигизмунда) Герберштейна. Дневник этот ценен еще и тем, что снабжен картами и зарисовками наших земель. И толковыми пояснениями, типа: «Малый Танаид начинается в Северском княжестве, отчего называется Донцом Северским, и на расстоянии трех дней пути выше Азова впадает в Танаид».

Думаю, излишне уточнять, что Малый Танаид и Малый Танаис, точно так же, как Танаид и Танаис — адекватны.

В 1615 году в Базеле издал свои мемуары литовский дипломат и писатель Михалон Литвин. Рассказывая о кочевниках нашего края, он естественно, рассказывал и собственно о нем самом.

С натяжкой, однако, к словесным свидетельствам прошлого о Донецком крае можно отнести и «Роспись Донецким сторожам», в которой описываются сторожи Белгородской пограничной службы, учрежденной в 1571 году вдоль Северского Донца. В частности, Пятой сторожи: «Святогорская от Изюмской сторожи полднища, а сторожем на ней стояти из тех же городов шти человекам, из города по три человека. А беречь им на право вверх по Донцу до усть Оскола верст з десять, а на лево вниз по Донцу до усть Тору верст с тридцать». И Шестой сторожи: «Бухмутская усть Черного Жеребца от Святогорской сторожи полднища; а сторожем по ней стояти из тех же городов шти человеком, из города по три человека, а беречи им направо вверх по Донцу до усть Боровой днище».

А заодно и указы царя Петра Первого и его грамоты-распорядительные письма Изюмскому полковнику Федору Шидловскому относительно Торских и Бахмутских соляных промыслов, их охраны, ответы на письменные притязания запорожских и донских казаков относительно раздела владения территориями на бывшем Диком Поле, а также права на соледобычу. Как и царева грамота-распоряжение от 14 августа 1702 года Белгородскому генералу Кольцову-Мосальскому о переписи новопоселения на речке Бахмут. Все это, слава богу, находится в архивах, сохранено и доныне.

К Слову о Донецком крае принадлежат, вне сомнения, и обстоятельные записки академика Иогана Гельденштедта, какие он сделал в 1773 году, путешествуя по все еще Дикому Полю, хотя уже и пробуждающемуся в связи с солеварением в Торе и Бахмуте, в связи с найденным углем близ Бахмута — Скелеватой балке в верховьях реки Беленькой, а также в Оленьих горах на реке Кундрючьей. Он подробно описал Торские озера, Святые Горы и много других уголков нашей земли.

Подробнее: Иноземные слова о Донбасской Руси

Татаро-монголы

 

Татаро-монголы

В начале 13 века в Центральной Азии образовалось Монгольское государство. По имени одного из племен эти народы также называли татарами. Впоследствии все эти кочевые народы, с которыми Русь вела борьбу, стали называть монголо-татарами. В 1236 году монголо-татары захватили Волжскую Болгарию, а в 1237-м подчинили кочевые народы причерноморской степи, а затем обрушились на Русь.

В 1240 году после 10-дневной осады Киева, закончившейся взятием и полным разграблением древней столицы, войска Бату-хана вторгаются в государства Европы, где наводят ужас на жителей. Разгромленные в боях европейцы поверили, что монголы вырвались из ада, и ждали конца света. Однако, дойдя до Адриатики, Бату-хан в 1242 году вернулся в низовья Волги, где построил свою столицу – город Сарай-бату.

Подробнее: Татаро-монголы

Крымское ханство

 

Крымское ханство

В ордынский период верховными правителями Крыма были ханы Золотой Орды, но непосредственное управление осуществляли их наместники эмиры. Первым формально признанным властителем в Крыму считается Оран-Тимур, племянник Батыя, получивший эту область от Менгу-Тимура. Главным городом Крымского Юрта был город Кырым (современный Старый Крым), известный также как Солхат. Это имя затем распространилось постепенно и на весь полуостров. Вторым центром Крыма стала долина, примыкающая к Кырк-Еру и Бахчисараю.

Многонациональное население Крыма тогда состояло в основном из кыпчаков, государство которых было разгромлено монголами, обитавших в степной и предгорной части Крыма, греков, готов, аланов и армян, живших в основном в городах и горных селениях. Крымская знать была в основном смешанного кыпчакско-ордынского происхождения.

Ордынское правление, хотя и имело положительные стороны, в целом было тягостно для крымского населения. В частности правители Золотой Орды неоднократно устраивали карательные походы в Крым, когда местное население отказывалось выплачивать дань. Известен поход Ногая в 1299 году, в результате которого пострадал ряд крымских городов. Поэтому сепаратистские тенденции стали проявляться уже вскорости после установления ордынской власти.

В XIV веке Крым также подвергся разорению армией Великого княжества Литовского. Великий князь Литовский Ольгерд, союзник хана Ахмата, разбил крымскотатарское войско в 1363 году близ устья Днепра, вторгся в Крым, опустошил Херсонес и захватил здесь все ценные церковные предметы. Преемник его Витовт в 1397 году пошёл на Крым, дошел до Каффы, разрушил Херсонес и увёл в Великое княжество Литовское значительное количество татар и караимов, потомки которых живут теперь в Литве и Гродненской области Белоруссии. В 1399 году он был разбит эмиром Тимур-Кутлуком на берегах Ворсклы и заключил мир с Эдигеем.

К началу XV века Крымский Юрт уже сильно обособился от Золотой Орды и заметно усилился. В состав его входила, помимо степного и предгорного Крыма, часть горной части полуострова и обширные территории на континенте. После смерти Эдигея в 1420 году Орда фактически утратила контроль над Крымом. После этого в Крыму началась ожесточённая борьба за власть, победителем из которой вышел первый хан независимого Крыма и основатель династии Гераев Хаджи I Герай. Первый раз Хаджи Герай сумел ненадолго захватить власть в Крыму в 1428 году, однако вскоре верх взяли его противники. В 1433 и 1443 годах Хаджи Герай вновь занимал престол и вновь терял его, пока наконец не смог окончательно утвердиться в Крыму в 1449 году при военной поддержке Великого княжества Литовского и отрядов местной крымской знати. К середине XV века золотоордынский период в истории Крыма было окончательно завершён. Многолетнее стремление крымцев к независимости увенчалось успехом, а сотрясаемая смутами Золотая Орда не могла уже оказать серьёзного сопротивления. Вскоре после отпадения Крыма от неё отделился также Булгар (Казанское ханство), а затем один за другим стали независимыми Астрахань, Сибирь и Ногайская орда.

Подробнее: Крымское ханство

Донбасс и казачьи восстания

 

Донбасс и казачьи восстания

В годы крестьянской войны под руководством Степана Разина (1670—1671) районом борьбы стала и Слободская Украина. В семи сохранившихся «прелестных» письмах, рассылавшихся здесь по городам и селам, Разин призывал население примкнуть к восстанию против бояр, дворян, которых называл не иначе как «изменниками» и «мирскими кравапивцами».

В конце сентября 1670 г. прибывший с Дона отряд А. Хромого (запорожский казак, на Дону его называли Леско Черкашенин) стал продвигаться вверх по Донцу. С ним шли донцы, запорожцы, торские солевары. Большую активность проявили работные люди во главе с атаманом П. Ивановым, призывавшим местное население перейти на сторону разинцев и бить общих врагов. 14 октября 1670 г. восставшие овладели Маяцкой крепостью и соседним Царевом-Борисовом. Местная администрация была уничтожена, власть перешла к выборным атаманам.

Царское правительство направило в район боевых действий значительные военные силы, на помощь которым пришли казацкая старшина и богатые мещане. В ноябре 1670 г. восстание было здесь подавлено и началась чудовищная расправа. Среди казненных были выборный атаман крепости Маяки Е. Субочев и торский атаман П. Иванов. Движение пошло на спад, лишь отдельные небольшие отряды продолжали борьбу. Один из таких отрядов во главе с К. Даниловым появился на Торских озерах, но вскоре был разгромлен. Данилов и шесть его товарищей подверглись жестокой казни.

Подробнее: Донбасс и казачьи восстания

Вход в состав Русского государства

 

Вход в состав Русского государства

После того, как территория «Дикого поля» вошла в состав Русского государства, сюда устремились беглые крестьяне, мещане, казаки из многих районов Украины и России. Вслед за стихийным народным потоком продвигалась военно-правительственная колонизация. Для укрепления южных границ строились засечные черты (оборонительные линии), крепости с гарнизонами — Маяки, Тор (ныне Славянск) и др. Со второй половины XVIII в. сюда стали прибывать выходцы из Молдавии, Валахии, Сербии. Новопоселенцам из иностранцев царское правительство предоставляло немалые льготы, в частности, на правах казенных крестьян они строили села. После русско-турецкой войны 1768—1774 гг. из Крыма переселялись греки и валахи, искавшие спасения от гнета татарских феодалов. Так шло заселение территории Донецкого кряжа. С 20-х годов XIX в. образовавшаяся здесь обширная область стала называться Донецким бассейном. Население его было разнообразным по этническому составу, в восточной части (до реки Кальмиус) преобладали русские, в западной — украинцы.

Подробнее: Вход в состав Русского государства

Русские Колумбы Донбасса

 

Русские Колумбы Донбасса

Во время царствования Бориса Годунова ставились и отстраивались новые города в Курском крае и дальше в степях по Северскому Донцу и его притокам:
Старый Оскол — на одноименной реке, впадавшей в Донец, Валуйки — на реке Валуе, Новый Царе-Бори сов — у впадения Оскола в Донец, вблизи нынешнего Изюма. По донецким степям раскинулась сторожевая — Изюмская Сакма—застава, оберегавшая переезды через Донец от набега крымских татар и ногайцев.

Степи почти совсем не были заселены. Жили здесь лишь «сторожа окраин». Это были подвижные сторожевые отряды: им запрещалось «сседать с конь», а также «сварить каша два раза на одном и том же месте». Ратные люди, служившие в «сторожах», все время должны были разъезжать и «в коем месте, кто полдновал, и в том месте не ночевать».

Правительство переселяло «жилецких людей» на пустынные, целинные хлебородные земли, но неохотно ехали туда крестьяне из центральных областей России, опасаясь набегов кочевников, опустошавших и сжигавших поселения. В огромном Белгородском уезде, охватывавшем территории нынешних трех областей — Курской, Харьковской, Донецкой, было всего около 20 поселений, имевших 800 дворов.

Подробнее: Русские Колумбы Донбасса

Добыча соли и металлургия

 

Добыча соли и металлургия

В 1645 году в районе нынешнего Славянска уже добывали соль. Об этом докладывал царю Алексею Михайловичу один из донских станичников. «Промышлять» соль в донецкие степи ездили «охочие» люди из Валуек, Оскола, Ельца, Курска и других «окраинных» городов России.

В 1646 году у впадения Торца в Донец был построен острожек Тор для охраны от крымских татар, делавших набеги на новопоселенцев и «охочих» людей, добывавших соль. В 1650 году начали действовать частные соляные заводы. Алексей Михайлович придавал большое значение развитию рудного дела и поискам руд. Им были предприняты меры для розыска руд, в стране давались привилегии всем, кто имел желание искать их.

Уже в 1665 году в Торе возник царский соляной завод, состоявший из трех куреней, в которых вываривалась соль. Всего в куренях насчитывалось вмазанных 40 котлов, под которыми были устроены печи. Для ссыпки соли было построено три амбара.

В казачьих поселениях «городках», вдоль Северского Донца и Дона, было налажено металлургическое, горное и кузнечное производство. Розыск руд и топлива производили сами казаки. Среди них было немало опытных и умелых металлургов. Они принесли с собой из центральной России культуру производства металлов, искусство розыска руд и минералов.

В XVI—XVII веке Россия была передовой по тому времени страной в Европе и Азии по производству черного и цветного металла, по добыче руд и минералов. По свидетельству путешественников, на русских рынках продавались мечи, за которыми приезжали из Венеции и других стран. Русские купцы вывозили в другие страны среди прочих товаров, железное оружие, ножи, топоры, иглы.

Английская компания писала своим агентам в России в 1557 году: «Мы слышали, что в России очень много стали и хотим, чтобы вы прислали нам немного для образца, написав нам ваше мнение о том, какое количество ее стоит приобрести, потому что по слышанным нами рассказам ее там очень много. До нашего же сведения дошло, что во владениях царя очень много меди и мы хотели бы удостовериться, в каком обилии она имеется и в каком виде, плитами или же круглыми плоскими кусками: пошлите нам немного для образца».

Красную медь успешно продавали в Персию.

К XVI веку мастерство русских металлургов настолько усовершенствовалось, что в Москве выплавлялись орудия из чугуна весом до 4,5 тонны. Это вызвало изумление западных металлургов. Русская сталь марок «стырь», «харалуга», «сыродутный уклад» считалась в Англии лучшей.

Донские казаки вынуждены были наладить у себя производство металла, в частности, стали, меди и свинца, так как Московское правительство не разрешало воронежским и другим купцам «украинских городов» продавать казакам «заповедные товары», в том числе металлические изделия.

Подробнее: Добыча соли и металлургия

Освоение нашего края ХVIII век

 

Освоение нашего края ХVIII век

Ускоренное заселение и освоение нашего края в начале ХVIII века было нарушено восстанием Кондратия Булавина, во время подавления которого Бахмутский городок был сожжен правительственными войсками, разгромом Запорожской Сечи а также изменениями в русско-турецкой границе после военных неудач Петра I при Пруте. Новая граница от устья Дона шла на верховья реки Тузлов, Миусаи, Крынки, Бахмута и Кальмиуса, левой стороной Кривого Торца на верховья Сухого и далее в междуречье Самары и Орели. В связи с этим построенные в конце ХVII в. городки Бахмутский и Торский оказались в приграничной зоне. Поэтому царское правительство принимает меры по их укреплению. Больше всего внимания было уделено Бахмуту. Сюда был переведен таганрогский гарнизон и часть артиллерии, благодаря чему Бахмутская крепость к началу 30-х годов ХVIII века становится одной из сильнейших на юге России. Меры по укреплению Бахмута, а также передача всего уезда в ведение Воронежской губернии способствовали притоку русского населения на территорию края. В юго-западной части Донбасса с середины 30-х годов усилилась роль запорожцев, которые в 1734 г. по разрешению царского правительства начали возвращаться на старые места. Здесь они основали Кальмиусскую паланку с центром в Домахе.

Возвращение после русско-турецкой войны 1735-1739 гг. отнятых Турцией территорий в Приазовье способствовало распространению на них влияния донского казачества. Это послужило поводом к столкновению между Войском Донским и Запорожской Сечью. Чтобы положить конец притязаниям и тех, и других на эти места, Сенат в 1746 г. определил границу между Войском Донским и Запорожской Сечью по реке Кальмиус.

Подробнее: Освоение нашего края ХVIII век




"Блог Libraryart - территория творчества" Copyright © 2018
Все права защищены. Копирование материалов с указанием автора и активной ссылкой на сайт
Перепечатка материалов сайта без указания авторства строго воспрещается.